Ассоциация «Ресурс» предложила выдавать малому и среднему бизнесу льготные кредиты
Ассоциация содействия экономике замкнутого цикла «Ресурс», созданная Российским экологическим оператором, направила письмо в Корпорацию МСП с просьбой включить малый и средний бизнес в сфере переработки отходов в программу льготного кредитования.
«К сожалению, малые и средние предприниматели (МСП), которые занимаются переработкой вторичных ресурсов, выпали из поля зрения системы господдержки. При этом не утихают голоса и экспертного, и бизнес-сообщества, что крупные компании с учетом логистики и формирования товарных партий (экономически обоснованных объемов) не придут на многие территории и не возьмутся за многие виды отходов. Собрать и применить их могли бы малые компании и предприниматели. И для них эффективны любые виды поддержки. Такую позицию одобряют многие регионы, мы выносили ее на комиссию Госсовета. Необходимо вернуться к этому вопросу. „Ресурс“ уже подготовил письмо в Корпорацию МСП с предложением о включении МСП в сфере переработки в программу льготного кредитования», — сообщила исполнительный директор Ассоциации «Ресурс» Валерия Гулимова.
Ассоциация провела анализ мер, которые можно было бы применить в отношении такого бизнеса, например, это не только льготное кредитование, но и льготные налоговые ставки с присвоением статуса социального предпринимательства (социального предприятия).
«Малый и средний бизнес — важная и надежная основа устойчивой системы переработки. Даже минимальная поддержка со стороны государства позволит вывести компании из серой зоны, а также дать возможность начать бизнес в этой сфере и молодым предпринимателям, и ветеранам СВО, и другим категориям. Включение переработки в льготную программу было бы крайне важно для построения экономики замкнутого цикла и обелило бы отрасль», — добавила Гулимова.
Обновленная программа льготного кредитования МСП будет перезапущена в марте и рассчитана на 2025−2030 годы. Программа льготного кредитования бизнеса реализуется в рамках нового нацпроекта «Эффективная и конкурентная экономика», распространяется на такие отрасли, как обрабатывающее производство, транспортировка и хранение, туризм, информационные технологии и научно-техническую сферу.
«К сожалению, малые и средние предприниматели (МСП), которые занимаются переработкой вторичных ресурсов, выпали из поля зрения системы господдержки. При этом не утихают голоса и экспертного, и бизнес-сообщества, что крупные компании с учетом логистики и формирования товарных партий (экономически обоснованных объемов) не придут на многие территории и не возьмутся за многие виды отходов. Собрать и применить их могли бы малые компании и предприниматели. И для них эффективны любые виды поддержки. Такую позицию одобряют многие регионы, мы выносили ее на комиссию Госсовета. Необходимо вернуться к этому вопросу. „Ресурс“ уже подготовил письмо в Корпорацию МСП с предложением о включении МСП в сфере переработки в программу льготного кредитования», — сообщила исполнительный директор Ассоциации «Ресурс» Валерия Гулимова.
Ассоциация провела анализ мер, которые можно было бы применить в отношении такого бизнеса, например, это не только льготное кредитование, но и льготные налоговые ставки с присвоением статуса социального предпринимательства (социального предприятия).
«Малый и средний бизнес — важная и надежная основа устойчивой системы переработки. Даже минимальная поддержка со стороны государства позволит вывести компании из серой зоны, а также дать возможность начать бизнес в этой сфере и молодым предпринимателям, и ветеранам СВО, и другим категориям. Включение переработки в льготную программу было бы крайне важно для построения экономики замкнутого цикла и обелило бы отрасль», — добавила Гулимова.
Обновленная программа льготного кредитования МСП будет перезапущена в марте и рассчитана на 2025−2030 годы. Программа льготного кредитования бизнеса реализуется в рамках нового нацпроекта «Эффективная и конкурентная экономика», распространяется на такие отрасли, как обрабатывающее производство, транспортировка и хранение, туризм, информационные технологии и научно-техническую сферу.
Регионы сэкономят на корректировке терсхем благодаря новому функционалу ФГИС УТКО
Российский экологический оператор добавил в Федеральную государственную информационную систему учета твердых коммунальных отходов (ФГИС УТКО) модули территориальных схем. Новый функционал, разработанный в рамках Постановления Правительства РФ №775, позволит сократить траты региональных бюджетов на корректировку терсхем.
«В рамках развития ФГИС УТКО заработали модуль ведения территориальных схем и модуль экспертизы и моделирования терсхем. Они позволят оптимизировать и сократить издержки на транспортирование ТКО, создание новых объектов в зависимости от прогнозируемого дефицита мощностей и оптимальных потоков отходов, прогнозировать тарифные последствия реализации территориальных схем. Как итог — достижение национальных целей по обработке и утилизации ТКО за счет инструментов прогнозирования и мониторинга реализации территориальных схем», — сообщил генеральный директор РЭО Денис Буцаев.
С 1 января 2025 года вступили в силу новые правила разработки территориальных схем — ПП РФ № 775. Теперь территориальные схемы должны корректироваться ежегодно не позднее 1 августа и разрабатываться на срок не менее 10 лет.
«Новые модули включают в себя функционал моделирования проектов терсхем с учетом различных сценариев развития отрасли в части перспективных объектов инфраструктуры (включая перегрузочные станции). Новый функционал направлен на ведение территориальных схем в ФГИС УТКО согласно ПП РФ №775. В ближайшее время планируется реализация функционала по размещению в публичном доступе ФГИС УТКО территориальных схем регионов в целях прохождения общественных обсуждений регионами с территориальными схемами и электронными моделями, созданными в УТКО», — сказал заместитель генерального директора по цифровизации РЭО Алексей Буров.
Инструкцию по работе с функционалами модуля пользователи ФГИС УТКО могут найти в личном кабинете ФГИС УТКО. Кроме того, РЭО проводит обучающие вебинары по работе с указанными модулями. Ролик с первого вебинара доступен на официальной странице ФГИС УТКО сайта РЭО: https://reo.ru/fgisutko
Территориальная схема по обращению с отходами производства и потребления представляет собой текстовый документ и электронную модель. Они включают в себя текстовые, табличные и графические описания (карты, схемы, чертежи, планы и иные материалы) системы по накоплению, в том числе раздельному, сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению образующихся на территории субъекта РФ и (или) поступающих из других субъектов отходов. Электронная модель терсхемы представляет собой систематизированный свод сведений в электронно-цифровой форме об образовании отходов, обращении с ними в субъекте РФ, в том числе об обращении с отходами, поступившими из других субъектов, о развитии системы обращения с отходами в субъекте РФ.
«В рамках развития ФГИС УТКО заработали модуль ведения территориальных схем и модуль экспертизы и моделирования терсхем. Они позволят оптимизировать и сократить издержки на транспортирование ТКО, создание новых объектов в зависимости от прогнозируемого дефицита мощностей и оптимальных потоков отходов, прогнозировать тарифные последствия реализации территориальных схем. Как итог — достижение национальных целей по обработке и утилизации ТКО за счет инструментов прогнозирования и мониторинга реализации территориальных схем», — сообщил генеральный директор РЭО Денис Буцаев.
С 1 января 2025 года вступили в силу новые правила разработки территориальных схем — ПП РФ № 775. Теперь территориальные схемы должны корректироваться ежегодно не позднее 1 августа и разрабатываться на срок не менее 10 лет.
«Новые модули включают в себя функционал моделирования проектов терсхем с учетом различных сценариев развития отрасли в части перспективных объектов инфраструктуры (включая перегрузочные станции). Новый функционал направлен на ведение территориальных схем в ФГИС УТКО согласно ПП РФ №775. В ближайшее время планируется реализация функционала по размещению в публичном доступе ФГИС УТКО территориальных схем регионов в целях прохождения общественных обсуждений регионами с территориальными схемами и электронными моделями, созданными в УТКО», — сказал заместитель генерального директора по цифровизации РЭО Алексей Буров.
Инструкцию по работе с функционалами модуля пользователи ФГИС УТКО могут найти в личном кабинете ФГИС УТКО. Кроме того, РЭО проводит обучающие вебинары по работе с указанными модулями. Ролик с первого вебинара доступен на официальной странице ФГИС УТКО сайта РЭО: https://reo.ru/fgisutko
Территориальная схема по обращению с отходами производства и потребления представляет собой текстовый документ и электронную модель. Они включают в себя текстовые, табличные и графические описания (карты, схемы, чертежи, планы и иные материалы) системы по накоплению, в том числе раздельному, сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению образующихся на территории субъекта РФ и (или) поступающих из других субъектов отходов. Электронная модель терсхемы представляет собой систематизированный свод сведений в электронно-цифровой форме об образовании отходов, обращении с ними в субъекте РФ, в том числе об обращении с отходами, поступившими из других субъектов, о развитии системы обращения с отходами в субъекте РФ.
Совет по устойчивому развитию: РЭО внедрит методику верификации зеленых займов
Экспертный совет по устойчивому развитию Российского экологического оператора 5 марта провел первое заседание в обновленном составе. Участники в ходе встречи подвели итоги прошлого года, а также обсудили планы на текущий год. В частности, эксперты обсудили задачу разработки методики верификации зеленых займов и концепции регионального эксперимента в сфере экономики замкнутого цикла.
«Во втором квартале 2025 года мы планируем внедрить методику внутренней верификации зелёных займов. Для нас это действительно важный и серьезный шаг, мы на него идем для обеспечения достоверности и прозрачности в сфере финансирования экологически устойчивых проектов. Прозрачная внутренняя процедура верификации позволит подтвердить, что средства, привлеченные через зеленые займы, действительно пойдут на экологически чистые и устойчивые проекты. Такая система позволит проводить регулярный мониторинг по результатам использования средств. В конечном счете это не только улучшит прозрачность наших инвестиций, но и даст возможность оценивать и сопоставлять их воздействие на окружающую среду и общество», — сказал на Совете гендиректор РЭО Денис Буцаев.
Глава компании отметил, что в настоящий момент РЭО профинансировал с помощью облигационных займов 14 инвестиционных проектов по созданию и модернизации объектов обращения с ТКО на территории 12 субъектов Российской Федерации на сумму 51,4 млрд рублей (из них в 2024 году – 5 проектов на сумму 21,5 млрд рублей). В 2025 году планируется предоставить финансирование инвестиционным проектам в размере не менее 50 млрд рублей за счет средств, полученных от размещения облигаций РЭО. По словам Дениса Буцаева, на текущий момент РЭО является единственной публично-правовой компанией, облигации которой представлены на бирже.
Председатель Экспертного совета, руководитель экспертно-аналитической платформы «Инфраструктура и финансы устойчивого развития» Светлана Бик, отметила важность работы РЭО в направлении устойчивого развития. По ее словам, механизм зеленых инвестиций может стать драйвером развития в стране отрасли обращения с ТКО. Поэтому он будет реализовываться и дальше.
«Благодаря последовательной работе РЭО в России идет развитие инфраструктуры отрасли обращения с отходами. Параллельно формируется национальная рамка устойчивого развития, центральным местом которой является ответственность за результаты деятельности. Очевидно, что на стыке этих двух трендов и будет проходить трансформация отрасли с применением зеленых финансовых инструментов», — резюмировала Светлана Бик.
Экспертный совет по устойчивому развитию РЭО — консультативный орган, который оказывает поддержку по ключевым направлениям устойчивого развития отрасли обращения с ТКО. В задачи совета входит разработка рекомендаций по внедрению принципов экономики замкнутого цикла, стимулированию утилизации отходов, декарбонизации отрасли и развитию зеленого финансирования. В состав совета входят ведущие эксперты в области устойчивого развития, представляющие крупнейшие российские компании, финансовые организации и экспертное сообщество. Заседания совета проводятся не реже одного раза в квартал. Решения совета носят рекомендательный характер и направлены на совершенствование деятельности РЭО в области устойчивого развития.
«Во втором квартале 2025 года мы планируем внедрить методику внутренней верификации зелёных займов. Для нас это действительно важный и серьезный шаг, мы на него идем для обеспечения достоверности и прозрачности в сфере финансирования экологически устойчивых проектов. Прозрачная внутренняя процедура верификации позволит подтвердить, что средства, привлеченные через зеленые займы, действительно пойдут на экологически чистые и устойчивые проекты. Такая система позволит проводить регулярный мониторинг по результатам использования средств. В конечном счете это не только улучшит прозрачность наших инвестиций, но и даст возможность оценивать и сопоставлять их воздействие на окружающую среду и общество», — сказал на Совете гендиректор РЭО Денис Буцаев.
Глава компании отметил, что в настоящий момент РЭО профинансировал с помощью облигационных займов 14 инвестиционных проектов по созданию и модернизации объектов обращения с ТКО на территории 12 субъектов Российской Федерации на сумму 51,4 млрд рублей (из них в 2024 году – 5 проектов на сумму 21,5 млрд рублей). В 2025 году планируется предоставить финансирование инвестиционным проектам в размере не менее 50 млрд рублей за счет средств, полученных от размещения облигаций РЭО. По словам Дениса Буцаева, на текущий момент РЭО является единственной публично-правовой компанией, облигации которой представлены на бирже.
Председатель Экспертного совета, руководитель экспертно-аналитической платформы «Инфраструктура и финансы устойчивого развития» Светлана Бик, отметила важность работы РЭО в направлении устойчивого развития. По ее словам, механизм зеленых инвестиций может стать драйвером развития в стране отрасли обращения с ТКО. Поэтому он будет реализовываться и дальше.
«Благодаря последовательной работе РЭО в России идет развитие инфраструктуры отрасли обращения с отходами. Параллельно формируется национальная рамка устойчивого развития, центральным местом которой является ответственность за результаты деятельности. Очевидно, что на стыке этих двух трендов и будет проходить трансформация отрасли с применением зеленых финансовых инструментов», — резюмировала Светлана Бик.
Экспертный совет по устойчивому развитию РЭО — консультативный орган, который оказывает поддержку по ключевым направлениям устойчивого развития отрасли обращения с ТКО. В задачи совета входит разработка рекомендаций по внедрению принципов экономики замкнутого цикла, стимулированию утилизации отходов, декарбонизации отрасли и развитию зеленого финансирования. В состав совета входят ведущие эксперты в области устойчивого развития, представляющие крупнейшие российские компании, финансовые организации и экспертное сообщество. Заседания совета проводятся не реже одного раза в квартал. Решения совета носят рекомендательный характер и направлены на совершенствование деятельности РЭО в области устойчивого развития.
РЭО опубликовал рейтинг проблемных районов Самарской области по вывозу ТКО
Больше всего жалоб на вывоз твердых коммунальных отходов (ТКО) в сервисе «РЭО Радар» оставили жители Советского, Кировского, Железнодорожного, Октябрьского, Промышленного районов Самары. Российский экологический оператор получил от их жителей 1799 жалоб с начала года.
«Антирейтинг по количеству жалоб в „РЭО Радар“ возглавили такие районы Самары, как Советский (547 жалоб), Кировский (519), Железнодорожный (335), Октябрьский (238), Промышленный (160). Напомню, что в прошлом году в регионе сменился регоператор, новым стало АО „Экология“. При этом с начала года именно в Самарской области было больше всего жалоб в „РЭО Радар“, их число достигло 2169, это 69% от всех жалоб по России. Ситуацию взяли на контроль РЭО, Минприроды РФ и губернатор. Мы создали дорожную карту и подписали соглашение, в рамках которого деятельность регионального оператора взята на контроль до исправления ситуации», — сообщил генеральный директор РЭО Денис Буцаев.

На фото: Кировский район

На фото: Промышленный район
Рабочая поездка гендиректора РЭО и главы Минприроды РФ в Самарскую область состоялась 20 февраля. На месте была оперативно подготовлена дорожная карта по нормализации ситуации. Его реализация включает оптимизацию работы регионального оператора, а также координацию с муниципальными службами и управляющими компаниями. Совместные усилия позволят снизить экологическую нагрузку и создать более благоприятные условия для жителей области.
РЭО и регион также подписали соглашение, в рамках которого РЭО войдет в уставной капитал регионального оператора для оптимизации его работы.
Соглашение также позволит оказывать региону методическую помощь и развивать инвестиционные программы в сфере обращения с ТКО.
Более 100 утилизаторов вошли в реестр РОП
Компании по переработке макулатуры, полимеров, стекла, шин, электроники и других фракций вошли в реестр утилизаторов, формируемого в рамках расширенной ответственности производителей (РОП). За 2024 и начало 2025 года в реестр вошел 101 утилизатор, в проверках которых участвовали специалисты Российского экологического оператора.
«Реестр утилизаторов создавался в рамках повышения прозрачности рынка по утилизации отходов и для того, чтобы сформировать реальное представление о количестве предприятий-переработчиков вторичного сырья. За 2024 и 2025 годы в него вошла 101 компания, успешно прошедшая документарную проверку и последующую выездную оценку. Среди них утилизаторы алюминия, макулатуры, полимеров, стекла, дерева, батареек, электроники, текстиля, шин, комбинированной упаковки и нефтепродуктов. Их общие мощности составляют 5,6 млн тонн в год», — сообщил генеральный директор РЭО Денис Буцаев.
В 2024 году в реестр утилизаторов вошли 79 компаний, в январе и феврале 2025-го — 22. Это компании, которые занимаются утилизацией таких фракций, как алюминий (3 компании), батарейки (1), бумага (2), дерево (2), древесная щепа (1), комбинированная упаковка (1), макулатура (19), нефтепродукты (2), полимеры (30), стекло (12), текстиль (4), шины (6), электроника (7), электротехника (5).
В реестр также вошли компании, которые занимаются переработкой нескольких видов вторсырья: бумага, картон и комбинированная упаковка (1 компания), дерево, шины и резиновые технические изделия (РТИ) (1), резина и шины (1), шины и РТИ (7).
Крупнейшими заводами, вошедшими в реестр, стали утилизаторы макулатуры — ООО «СУХОНСКИЙ КБК» в Вологодской области мощностью 347,5 тысячи тонн в год и ЗАОР «НП НЧ КБК ИМ.С.П.ТИТОВА» в Татарстане мощностью 327 тысяч тонн в год.
Малые производства также прошли проверки и попали в реестр. Например, это переработчик стекла ООО «МАГИСТРАЛЬИНВЕСТ» в Нижегородской области мощностью 98,1 тонны в год и переработчик полимеров ООО «АЮ» в Татарстане мощностью 317 тонн в год.
В реестр утилизаторов вошли компании из таких регионов, как Алтайский край (2 компании), Архангельская, Белгородская, Брянская, Владимирская (2), Вологодская (2), Воронежская (2) области, г. Москва (2), г. Санкт-Петербург (2), Ивановская (2), Калужская (3), Кемеровская (4) области, Краснодарский (1), Красноярский (3) края, Ленинградская (3), Липецкая (4), Московская (20), Нижегородская (4), Омская (3), Пензенская (1) области, Пермский край (3), Республики Адыгея (2), Башкортостан (4), Марий Эл (1), Мордовия (1), Татарстан (7), Ростовская (3), Рязанская (1), Самарская (2), Свердловская (3) области, Ставропольский край (3), Тверская (1), Томская (1), Тульская (1), Тюменская (2), Челябинская (3), Ярославская (6) области.
«С 2024 года в рамках реформы РОП начал работу реестр утилизаторов, созданный по инициативе РЭО и Минприроды России. Его цель — исключить из системы компании, которые лишь формально заявляют об утилизации отходов, но не ведут реальной деятельности. Производители и импортеры товаров и упаковки могут либо сотрудничать с утилизаторами из реестра, что экономически выгоднее, либо выплачивать экологический сбор. Проверка предприятий включает выездные инспекции, оценку оборудования и подтверждение заявленных мощностей, что помогает обеспечить прозрачность и эффективность системы утилизации», — сообщил директор по устойчивому развитию РЭО Игорь Забралов.
Реестр утилизаторов заработал в 2024 году. По существующему законодательству переработчики могут оказывать услуги производителям и импортерам товаров по выполнению нормативов утилизации в рамках РОП и предоставлять соответствующие акты только с момента включения в реестр. Чтобы компании могли разобраться в новых требованиях в части реестра утилизаторов и РОП, РЭО создал отдельный раздел на сайте с необходимыми разъяснениями. В частности, на сайте размещены рекомендации по подготовке документов для включения в реестр утилизаторов.
«Реестр утилизаторов создавался в рамках повышения прозрачности рынка по утилизации отходов и для того, чтобы сформировать реальное представление о количестве предприятий-переработчиков вторичного сырья. За 2024 и 2025 годы в него вошла 101 компания, успешно прошедшая документарную проверку и последующую выездную оценку. Среди них утилизаторы алюминия, макулатуры, полимеров, стекла, дерева, батареек, электроники, текстиля, шин, комбинированной упаковки и нефтепродуктов. Их общие мощности составляют 5,6 млн тонн в год», — сообщил генеральный директор РЭО Денис Буцаев.
В 2024 году в реестр утилизаторов вошли 79 компаний, в январе и феврале 2025-го — 22. Это компании, которые занимаются утилизацией таких фракций, как алюминий (3 компании), батарейки (1), бумага (2), дерево (2), древесная щепа (1), комбинированная упаковка (1), макулатура (19), нефтепродукты (2), полимеры (30), стекло (12), текстиль (4), шины (6), электроника (7), электротехника (5).
В реестр также вошли компании, которые занимаются переработкой нескольких видов вторсырья: бумага, картон и комбинированная упаковка (1 компания), дерево, шины и резиновые технические изделия (РТИ) (1), резина и шины (1), шины и РТИ (7).
Крупнейшими заводами, вошедшими в реестр, стали утилизаторы макулатуры — ООО «СУХОНСКИЙ КБК» в Вологодской области мощностью 347,5 тысячи тонн в год и ЗАОР «НП НЧ КБК ИМ.С.П.ТИТОВА» в Татарстане мощностью 327 тысяч тонн в год.
Малые производства также прошли проверки и попали в реестр. Например, это переработчик стекла ООО «МАГИСТРАЛЬИНВЕСТ» в Нижегородской области мощностью 98,1 тонны в год и переработчик полимеров ООО «АЮ» в Татарстане мощностью 317 тонн в год.
В реестр утилизаторов вошли компании из таких регионов, как Алтайский край (2 компании), Архангельская, Белгородская, Брянская, Владимирская (2), Вологодская (2), Воронежская (2) области, г. Москва (2), г. Санкт-Петербург (2), Ивановская (2), Калужская (3), Кемеровская (4) области, Краснодарский (1), Красноярский (3) края, Ленинградская (3), Липецкая (4), Московская (20), Нижегородская (4), Омская (3), Пензенская (1) области, Пермский край (3), Республики Адыгея (2), Башкортостан (4), Марий Эл (1), Мордовия (1), Татарстан (7), Ростовская (3), Рязанская (1), Самарская (2), Свердловская (3) области, Ставропольский край (3), Тверская (1), Томская (1), Тульская (1), Тюменская (2), Челябинская (3), Ярославская (6) области.
«С 2024 года в рамках реформы РОП начал работу реестр утилизаторов, созданный по инициативе РЭО и Минприроды России. Его цель — исключить из системы компании, которые лишь формально заявляют об утилизации отходов, но не ведут реальной деятельности. Производители и импортеры товаров и упаковки могут либо сотрудничать с утилизаторами из реестра, что экономически выгоднее, либо выплачивать экологический сбор. Проверка предприятий включает выездные инспекции, оценку оборудования и подтверждение заявленных мощностей, что помогает обеспечить прозрачность и эффективность системы утилизации», — сообщил директор по устойчивому развитию РЭО Игорь Забралов.
Реестр утилизаторов заработал в 2024 году. По существующему законодательству переработчики могут оказывать услуги производителям и импортерам товаров по выполнению нормативов утилизации в рамках РОП и предоставлять соответствующие акты только с момента включения в реестр. Чтобы компании могли разобраться в новых требованиях в части реестра утилизаторов и РОП, РЭО создал отдельный раздел на сайте с необходимыми разъяснениями. В частности, на сайте размещены рекомендации по подготовке документов для включения в реестр утилизаторов.
Штаб ТКО: РЭО предложил проводить инвентаризацию мусорных полигонов раз в 3 года и при помощи беспилотников
Российский экологический оператор подготовил новые правила инвентаризации объектов размещения твердых коммунальных отходов (ТКО), в которых предлагается проводить инвентаризацию полигонов раз в три года вместо пяти, а также использовать для этого беспилотники. Таким образом можно будет получать более актуальную информацию о том, насколько полигоны заполнены, принимать эффективные решения по созданию новых объектов обращения с отходами. Об этом сообщил генеральный директор РЭО Денис Буцаев на штабе по организации обращения с ТКО, который проходит на площадке Координационного центра Правительства РФ.
Инициативы РЭО
Правила инвентаризации объектов размещения ТКО — это приказ из списка нормативных актов, которые РЭО разрабатывает в рамках штаба. Работа по документу завершена, он направлен на рассмотрение в федеральные органы исполнительной власти.
«Необходимость в разработке этого приказа вызвана многочисленными спорами владельцев объектов с надзорными органами относительно остаточной емкости и других характеристик полигонов. Сейчас процедура выстроена таким образом, что владелец объекта проводит его инвентаризацию сам раз в 5 лет. Четких требований к инвентаризации не прописано. Итоговый документ — „характеристика объекта“ справочно направляется в Росприроднадзор, который может их использовать, а может и не учитывать. Мы такой подход постарались изменить. Если говорить об общих требованиях к проведению инвентаризации, то требуем проведения инвентаризации не реже, чем один раз в три года. Ранее было — один раз в пять лет. Это позволит получать более актуальную информацию о состоянии объектов, в том числе их заполняемости», — сообщил генеральный директор РЭО Денис Буцаев.
РЭО также предлагает использовать для инвентаризации более широкий перечень информации, включая проектные документы, данные обследований, результаты мониторинга окружающей среды и другие материалы.
Кроме того, владельцы объектов должны будут указывать информацию о технических устройствах, включая наличие систем весового контроля, систем фото- и видеофиксации движения транспортных средств, ванн для дезинфекции, радиационного контроля. В характеристике должна быть определена остаточная вместимость полигона и процент его заполненности на дату проведения инвентаризации.
Полученные сведения должны использоваться при включении объектов размещения отходов в государственный реестр, установлении лимитов на размещение отходов, при разработке территориальных схем обращения с отходами и при осуществлении контроля за реализацией инвестиционных и производственных программ в области обращения с ТКО.
В качестве обязательной части обследования должна проводиться видеосъемка с использованием беспилотных авиационных систем (БАС), а также фотосъемка в формате панорамы 360 градусов. Тем самым, не выезжая на объект, можно видеть реальное состояние полигонов.
«Обращу внимание, что процедура проведения инвентаризации стала существенно более технологичной. Основа инвентаризации — это воздушно-лазерное сканирование, проводимое с использованием беспилотников. Это позволяет и снизить расходы, и обеспечить максимально полную и качественную информацию о состоянии полигонов. Все результаты облетов доступны в Федеральной государственной информационной системе учета ТКО (ФГИС УТКО) в режиме реального времени», — добавил глава РЭО.
По итогам воздушного сканирования РЭО получает цифровые трехмерные данные. Сравнение трехмерных моделей полигонов, сделанных в разные годы, позволяет оценивать реальное количество отходов, которое было завезено на полигон между обследованиями. Это важно, в том числе и для тарифного регулирования, указал Денис Буцаев.
Помимо этого, использование БАС позволяет оценить количество птиц, находящихся на объекте, а тепловизионная съемка дает информацию о рисках возгорания полигонов. Для автоматизированного выявления нарушений используются нейросети.
На отдельных территориях есть ограничения для полетов беспилотников. В этом случае предлагается проводить только наземное лазерное сканирование. «Это более трудоемкое и сложное мероприятие, но опыт проведения таких исследований у нас есть — в частности, таким образом оценивалось состояние объектов размещения отходов в новых регионах», — сказал гендиректор РЭО.
Проект по воздушно-лазерному сканированию действующих объектов размещения ТКО РЭО реализует с 2022 года. Была проведена почти тысяча облетов, а методология проведения подобных обследований была тщательно отработана. Программа включена в состав федерального проекта «Стимулирование спроса на отечественные беспилотные авиационные системы», реализация которого предусмотрена до 2030 года.
Проектом приказа установлена возможность на безвозмездной основе использовать данные, полученные РЭО при воздушном мониторинге. «Таким образом мы достигаем двух целей — минимизируем расходы и обеспечиваем беспристрастность при проведении обследований. Это особенно важно, учитывая, какое количество нарушений выявляется в ходе облетов», — добавил Денис Буцаев.
Новый порядок инвентаризации полигонов позволит унифицировать и автоматизировать процесс; обеспечить полноту и непротиворечивость данных;
повысить качество государственного контроля и решений по регулированию деятельности по захоронению ТКО.
Проблемные регионы
В ходе штаба глава РЭО обсудил с регионами исполнение дорожных карт по всем блокам, касающимся функционирования системы обращения с ТКО.
По устойчивости региональных операторов в желтой зоне находятся 39 субъектов РФ, в «красной» зоне субъекты отсутствуют. Из 39 дорожных карт по нормализации деятельности региональных операторов внесено во ФГИС УТКО — 32 карты.
«Оставшимся регионам необходимо в срочном порядке обеспечить внесение дорожных карт в систему, а именно Кабардино-Балкарской и Карачаево-Черкесской Республикам, Республике Алтай. Карелия по итогам мониторинга за декабрь 2024 перешла из зеленой зоны в желтую, в связи с чем региону необходимо разработать и утвердить дорожную карту до 27 марта 2025 года», — сообщил генеральный директор РЭО Денис Буцаев.
По обеспеченности специализированной техникой для вывоза ТКО в желтой и красной зонах находятся 28 субъектов РФ. Из них утвердили дорожные карты 23 региона.
«Во ФГИС УТКО по обеспеченности специализированной техникой из 23 регионов, утвердивших дорожные карты, внесли лишь 19 субъектов. Республике Алтай, Курской области, ЛНР, КЧР необходимо в срочном порядке обеспечить внесение дорожных карт в систему. Невнесение дорожных карт в электронном формате в систему означает неисполнение дорожных карт», — пояснил Денис Буцаев.
Отдельно нарушение сроков реализации дорожных карт уже зафиксировано в Краснодарском крае.
По обеспеченности контейнерными площадками и контейнерами в красной и желтой зонах находятся 37 субъектов РФ. Дорожную карту не утвердил один регион — Камчатский край. Не внесли информацию во ФГИС УТКО 3 региона — это Кабардино- Балкарская республика, Алтай, Бурятия. Не исполняют дорожные карты 4 региона: Псковская область, Республика Тыва, Ростовская область, Удмуртская республика.
«За период с прошлого штаба по этому блоку 8 регионов требуемую информацию прислали и число просрочек существенно сократилось. По многим присланным дорожным картам у нас есть замечания, связанные с некорректно определенной потребностью по отдельным муниципалитетам и с низким объемом финансирования. Объем финансирования в некоторых случаях достигает четверти от заявленной потребности в контейнерах. На следующем штабе мы выделим те регионы, которые такие замечания не устранили», — добавил глава РЭО.
По инфраструктуре выявлены нарушения исполнения дорожных карт в 10 субъектах РФ — это Краснодарский край, Ульяновская, Иркутская, Воронежская область, Красноярский край, Сахалинская область, Республики Крым, Башкортостан и Тверская область, Республика Северная Осетия.
В ходе штаба глава РЭО обсудил со всеми отстающими регионами проблематику, были обозначены новые сроки и статусы.
Инициативы РЭО
Правила инвентаризации объектов размещения ТКО — это приказ из списка нормативных актов, которые РЭО разрабатывает в рамках штаба. Работа по документу завершена, он направлен на рассмотрение в федеральные органы исполнительной власти.
«Необходимость в разработке этого приказа вызвана многочисленными спорами владельцев объектов с надзорными органами относительно остаточной емкости и других характеристик полигонов. Сейчас процедура выстроена таким образом, что владелец объекта проводит его инвентаризацию сам раз в 5 лет. Четких требований к инвентаризации не прописано. Итоговый документ — „характеристика объекта“ справочно направляется в Росприроднадзор, который может их использовать, а может и не учитывать. Мы такой подход постарались изменить. Если говорить об общих требованиях к проведению инвентаризации, то требуем проведения инвентаризации не реже, чем один раз в три года. Ранее было — один раз в пять лет. Это позволит получать более актуальную информацию о состоянии объектов, в том числе их заполняемости», — сообщил генеральный директор РЭО Денис Буцаев.
РЭО также предлагает использовать для инвентаризации более широкий перечень информации, включая проектные документы, данные обследований, результаты мониторинга окружающей среды и другие материалы.
Кроме того, владельцы объектов должны будут указывать информацию о технических устройствах, включая наличие систем весового контроля, систем фото- и видеофиксации движения транспортных средств, ванн для дезинфекции, радиационного контроля. В характеристике должна быть определена остаточная вместимость полигона и процент его заполненности на дату проведения инвентаризации.
Полученные сведения должны использоваться при включении объектов размещения отходов в государственный реестр, установлении лимитов на размещение отходов, при разработке территориальных схем обращения с отходами и при осуществлении контроля за реализацией инвестиционных и производственных программ в области обращения с ТКО.
В качестве обязательной части обследования должна проводиться видеосъемка с использованием беспилотных авиационных систем (БАС), а также фотосъемка в формате панорамы 360 градусов. Тем самым, не выезжая на объект, можно видеть реальное состояние полигонов.
«Обращу внимание, что процедура проведения инвентаризации стала существенно более технологичной. Основа инвентаризации — это воздушно-лазерное сканирование, проводимое с использованием беспилотников. Это позволяет и снизить расходы, и обеспечить максимально полную и качественную информацию о состоянии полигонов. Все результаты облетов доступны в Федеральной государственной информационной системе учета ТКО (ФГИС УТКО) в режиме реального времени», — добавил глава РЭО.
По итогам воздушного сканирования РЭО получает цифровые трехмерные данные. Сравнение трехмерных моделей полигонов, сделанных в разные годы, позволяет оценивать реальное количество отходов, которое было завезено на полигон между обследованиями. Это важно, в том числе и для тарифного регулирования, указал Денис Буцаев.
Помимо этого, использование БАС позволяет оценить количество птиц, находящихся на объекте, а тепловизионная съемка дает информацию о рисках возгорания полигонов. Для автоматизированного выявления нарушений используются нейросети.
На отдельных территориях есть ограничения для полетов беспилотников. В этом случае предлагается проводить только наземное лазерное сканирование. «Это более трудоемкое и сложное мероприятие, но опыт проведения таких исследований у нас есть — в частности, таким образом оценивалось состояние объектов размещения отходов в новых регионах», — сказал гендиректор РЭО.
Проект по воздушно-лазерному сканированию действующих объектов размещения ТКО РЭО реализует с 2022 года. Была проведена почти тысяча облетов, а методология проведения подобных обследований была тщательно отработана. Программа включена в состав федерального проекта «Стимулирование спроса на отечественные беспилотные авиационные системы», реализация которого предусмотрена до 2030 года.
Проектом приказа установлена возможность на безвозмездной основе использовать данные, полученные РЭО при воздушном мониторинге. «Таким образом мы достигаем двух целей — минимизируем расходы и обеспечиваем беспристрастность при проведении обследований. Это особенно важно, учитывая, какое количество нарушений выявляется в ходе облетов», — добавил Денис Буцаев.
Новый порядок инвентаризации полигонов позволит унифицировать и автоматизировать процесс; обеспечить полноту и непротиворечивость данных;
повысить качество государственного контроля и решений по регулированию деятельности по захоронению ТКО.
Проблемные регионы
В ходе штаба глава РЭО обсудил с регионами исполнение дорожных карт по всем блокам, касающимся функционирования системы обращения с ТКО.
По устойчивости региональных операторов в желтой зоне находятся 39 субъектов РФ, в «красной» зоне субъекты отсутствуют. Из 39 дорожных карт по нормализации деятельности региональных операторов внесено во ФГИС УТКО — 32 карты.
«Оставшимся регионам необходимо в срочном порядке обеспечить внесение дорожных карт в систему, а именно Кабардино-Балкарской и Карачаево-Черкесской Республикам, Республике Алтай. Карелия по итогам мониторинга за декабрь 2024 перешла из зеленой зоны в желтую, в связи с чем региону необходимо разработать и утвердить дорожную карту до 27 марта 2025 года», — сообщил генеральный директор РЭО Денис Буцаев.
По обеспеченности специализированной техникой для вывоза ТКО в желтой и красной зонах находятся 28 субъектов РФ. Из них утвердили дорожные карты 23 региона.
«Во ФГИС УТКО по обеспеченности специализированной техникой из 23 регионов, утвердивших дорожные карты, внесли лишь 19 субъектов. Республике Алтай, Курской области, ЛНР, КЧР необходимо в срочном порядке обеспечить внесение дорожных карт в систему. Невнесение дорожных карт в электронном формате в систему означает неисполнение дорожных карт», — пояснил Денис Буцаев.
Отдельно нарушение сроков реализации дорожных карт уже зафиксировано в Краснодарском крае.
По обеспеченности контейнерными площадками и контейнерами в красной и желтой зонах находятся 37 субъектов РФ. Дорожную карту не утвердил один регион — Камчатский край. Не внесли информацию во ФГИС УТКО 3 региона — это Кабардино- Балкарская республика, Алтай, Бурятия. Не исполняют дорожные карты 4 региона: Псковская область, Республика Тыва, Ростовская область, Удмуртская республика.
«За период с прошлого штаба по этому блоку 8 регионов требуемую информацию прислали и число просрочек существенно сократилось. По многим присланным дорожным картам у нас есть замечания, связанные с некорректно определенной потребностью по отдельным муниципалитетам и с низким объемом финансирования. Объем финансирования в некоторых случаях достигает четверти от заявленной потребности в контейнерах. На следующем штабе мы выделим те регионы, которые такие замечания не устранили», — добавил глава РЭО.
По инфраструктуре выявлены нарушения исполнения дорожных карт в 10 субъектах РФ — это Краснодарский край, Ульяновская, Иркутская, Воронежская область, Красноярский край, Сахалинская область, Республики Крым, Башкортостан и Тверская область, Республика Северная Осетия.
В ходе штаба глава РЭО обсудил со всеми отстающими регионами проблематику, были обозначены новые сроки и статусы.
РЭО предоставил финансирование на строительство объекта по переработке полимерных отходов в Челябинской области в размере 1,8 млрд рублей
Российский экологический оператор завершил размещение выпуска облигаций на 1,8 миллиарда рублей 27 февраля с целью финансирования строительства объекта утилизации пластиковых отходов на базе экопромышленного парка в Челябинской области.
«Денежные средства, полученные от размещения ценных бумаг, будут направлены на финансирование строительства комплекса по генерации пластиковой тары, выделенной в процессе сортировки твердых коммунальных отходов (ТКО) и раздельного сбора, и производству ПЭТ-хлопьев высокой степени чистоты. Мощность объекта составит 13,8 тысяч тонн в год, проект пилотный. Объект будет создан на площадке экопромышленного парка в Челябинской области. Общий объем инвестиций составляет 2 млрд рублей, из них РЭО предоставит 1,8 млрд рублей», — сообщил генеральный директор РЭО Денис Буцаев.
Договор займа был заключен в 2024 году. Выпуск облигаций размещен в объеме 1 807 721 100 рублей. Покупателем облигаций ППК РЭО выступил Совкомбанк. Льготный заем предоставляется из средств от выпуска облигаций РЭО с субсидированием купонного дохода в размере 90% ключевой ставки ЦБ РФ. Субсидия направляется от Минприроды России в РЭО в виде имущественного взноса в рамках ПП РФ № 906.
«Совкомбанк продолжает активно поддерживать проекты, направленные на устойчивое развитие и экологическую ответственность. Сделка по покупке облигаций нашего давнего партнера – ППК «Российский экологический оператор» – это важный шаг в реализации инфраструктурных инициатив. Средства от размещения облигаций позволят создать в Челябинской области современный комплекс по переработке пластика, который внесет значительный вклад в решение экологических задач и развитие экономики замкнутого цикла. Мы гордимся тем, что участвуем в проектах, которые меняют жизнь к лучшему», – отметил заместитель председателя правления, руководитель корпоративно-инвестиционного бизнеса Совкомбанка Михаил Автухов.
Проект реализует ООО «Сансара», которое является резидентом экопромышленного парка «УРФО» в городском округе Миасский Челябинской области.
Проект является пилотным и обеспечит утилизацию ПЭТ, образующегося в зоне действия объекта, путем переработки в флексу. Данный материал — основной компонент, который будет использоваться для производства высококачественного пищевого ПЭТФ на заводе «Полиэф» (ПАО «СИБУР Холдинг») в Благовещенске Республики Башкортостан.
В качестве ключевого партнера, обеспечивающего приобретение всего объема производимой продукции на всем сроке проекта, выступает ПАО «СИБУР Холдинг».
«Денежные средства, полученные от размещения ценных бумаг, будут направлены на финансирование строительства комплекса по генерации пластиковой тары, выделенной в процессе сортировки твердых коммунальных отходов (ТКО) и раздельного сбора, и производству ПЭТ-хлопьев высокой степени чистоты. Мощность объекта составит 13,8 тысяч тонн в год, проект пилотный. Объект будет создан на площадке экопромышленного парка в Челябинской области. Общий объем инвестиций составляет 2 млрд рублей, из них РЭО предоставит 1,8 млрд рублей», — сообщил генеральный директор РЭО Денис Буцаев.
Договор займа был заключен в 2024 году. Выпуск облигаций размещен в объеме 1 807 721 100 рублей. Покупателем облигаций ППК РЭО выступил Совкомбанк. Льготный заем предоставляется из средств от выпуска облигаций РЭО с субсидированием купонного дохода в размере 90% ключевой ставки ЦБ РФ. Субсидия направляется от Минприроды России в РЭО в виде имущественного взноса в рамках ПП РФ № 906.
«Совкомбанк продолжает активно поддерживать проекты, направленные на устойчивое развитие и экологическую ответственность. Сделка по покупке облигаций нашего давнего партнера – ППК «Российский экологический оператор» – это важный шаг в реализации инфраструктурных инициатив. Средства от размещения облигаций позволят создать в Челябинской области современный комплекс по переработке пластика, который внесет значительный вклад в решение экологических задач и развитие экономики замкнутого цикла. Мы гордимся тем, что участвуем в проектах, которые меняют жизнь к лучшему», – отметил заместитель председателя правления, руководитель корпоративно-инвестиционного бизнеса Совкомбанка Михаил Автухов.
Проект реализует ООО «Сансара», которое является резидентом экопромышленного парка «УРФО» в городском округе Миасский Челябинской области.
Проект является пилотным и обеспечит утилизацию ПЭТ, образующегося в зоне действия объекта, путем переработки в флексу. Данный материал — основной компонент, который будет использоваться для производства высококачественного пищевого ПЭТФ на заводе «Полиэф» (ПАО «СИБУР Холдинг») в Благовещенске Республики Башкортостан.
В качестве ключевого партнера, обеспечивающего приобретение всего объема производимой продукции на всем сроке проекта, выступает ПАО «СИБУР Холдинг».
Решения по стабилизации ситуации с вывозом ТКО подготовят в Самаре
Российский экологический оператор взял на контроль ситуацию с вывозом твердых коммунальных отходов (ТКО) и развитием отрасли в Самарской области, где в прошлом году сменился региональный оператор. Уже разработана дорожная карта по нормализации ситуации, подписано соглашение о мерах поддержки, инвестициях и методической помощи со стороны РЭО региону.
«Самарская область столкнулась с крайне низким уровнем собираемости платежей за вывоз ТКО — 48,1%. Большое количество жалоб на вывоз ТКО — за 2025 год в системе „РЭО Радар“ было зарегистрировано 2160 жалоб, 69% от всех жалоб по России приходится на АО „Экология“, что негативно отразилось на всей деятельности регоператора. В ходе рабочей поездки в регион совместно с главой Минприроды РФ мы оперативно подготовили дорожную карту по нормализации ситуации, подписали соглашение, которое позволит РЭО войти в уставной капитал регионального оператора, а также развивать инвестпрограммы для всего региона в сфере ТКО. Ситуация будет урегулирована в ближайшие месяцы, мы увидим это по количеству сообщений от жителей, которое должно сократиться в разы», — отметил генеральный директор РЭО Денис Буцаев.
Вхождение РЭО в капитал регоператора усилит его в части операционной деятельности, позволит оптимизировать работу за счет применения лучших практик регионов России.
«Что касается реализации мероприятий дорожных карт в Самарской области, то видна положительная динамика, проводится масштабная и системная работа в этом направлении. Это показывает заинтересованность властей региона выполнить к 2030 году целевые показатели национального проекта „Экологическое благополучие“, озвученных Президентом России», — добавил глава РЭО.
В регионе отсутствует дефицит мусоровозов, но наблюдается нехватка 18 972 контейнеров и 3 918 контейнерных площадок.
При этом в дорожных картах по данным блокам есть отставания. В частности, регион совместно с муниципальными образованиями не провел работу по уточнению потребности в контейнерных площадках и контейнерах и не сформировал план их закупок на 2025 год. Плановый срок стоял еще в ноябре — 21 ноября 2024 года. Не сформирована детализированная потребность в контейнерных площадках и контейнерах с конкретными координатами. Плановый срок — 1 февраля 2025 года — уже прошел.
Доля обработки в регионе сейчас составляет 44,8%, утилизации — 3,5%. При этом в среднем по стране доля обработки — 55,2%, утилизации — 3,5% 14,3%. Дорожные карты перспективной инфраструктуры ТКО предполагают строительство семи комплексных объектов и реконструкцию одного действующего. Общий объем инвестиций в инфраструктуру — 18 миллиардов рублей.
В регионе сейчас идет работа по восьми перспективным проектам. Речь о создании 675 тысяч тонн в год по обработке ТКО, 450 тысяч тонн в год — по утилизации и 942 тысяч тонн — по захоронению.
По КПО Большечерниговский, Кинель-Черкасский, Хворостянский и Сергиевский заключены концессионные соглашения, разработана проектно-сметная документация, получены заключения государственных экспертиз.
В отношении объектов в Большечерниговском и Хворостянском районах поданы заявки на финансирование в РЭО, которое планируется предоставить во 2−3 квартале 2025 года. Заявки в отношении объектов в Кинель-Черкасском и Сергиевском районах ожидаются до конца 1 квартала 2025 года, финансирование РЭО возможно будет предоставить в 3−4 квартале 2025 года.
По объекту в Сызрани идет разработка ПСД. Финансирование со стороны РЭО может быть предоставлено в 1 квартале 2026 года. Реализацию проекта по реконструкции объекта захоронения ТКО можно осуществить на основе инвестиционного соглашения. Финансирование РЭО можно осуществить в случае интеграции в состав объекта мощностей по утилизации ТКО. В случае разработки ПСД до конца 2025 года, финансирование РЭО возможно предоставить в 1 квартале 2026 года.
По объекту утилизации и захоронения ТКО в Тольятти и КПО «Самара» губернатор Вячеслав Федорищев направил обращение в адрес Председателя Правительства РФ о возможности заключения концессионного соглашения в отношении объекта без конкурса с ООО «Самарский экологический оператор».
«Самарская область столкнулась с крайне низким уровнем собираемости платежей за вывоз ТКО — 48,1%. Большое количество жалоб на вывоз ТКО — за 2025 год в системе „РЭО Радар“ было зарегистрировано 2160 жалоб, 69% от всех жалоб по России приходится на АО „Экология“, что негативно отразилось на всей деятельности регоператора. В ходе рабочей поездки в регион совместно с главой Минприроды РФ мы оперативно подготовили дорожную карту по нормализации ситуации, подписали соглашение, которое позволит РЭО войти в уставной капитал регионального оператора, а также развивать инвестпрограммы для всего региона в сфере ТКО. Ситуация будет урегулирована в ближайшие месяцы, мы увидим это по количеству сообщений от жителей, которое должно сократиться в разы», — отметил генеральный директор РЭО Денис Буцаев.
Вхождение РЭО в капитал регоператора усилит его в части операционной деятельности, позволит оптимизировать работу за счет применения лучших практик регионов России.
«Что касается реализации мероприятий дорожных карт в Самарской области, то видна положительная динамика, проводится масштабная и системная работа в этом направлении. Это показывает заинтересованность властей региона выполнить к 2030 году целевые показатели национального проекта „Экологическое благополучие“, озвученных Президентом России», — добавил глава РЭО.
В регионе отсутствует дефицит мусоровозов, но наблюдается нехватка 18 972 контейнеров и 3 918 контейнерных площадок.
При этом в дорожных картах по данным блокам есть отставания. В частности, регион совместно с муниципальными образованиями не провел работу по уточнению потребности в контейнерных площадках и контейнерах и не сформировал план их закупок на 2025 год. Плановый срок стоял еще в ноябре — 21 ноября 2024 года. Не сформирована детализированная потребность в контейнерных площадках и контейнерах с конкретными координатами. Плановый срок — 1 февраля 2025 года — уже прошел.
Доля обработки в регионе сейчас составляет 44,8%, утилизации — 3,5%. При этом в среднем по стране доля обработки — 55,2%, утилизации — 3,5% 14,3%. Дорожные карты перспективной инфраструктуры ТКО предполагают строительство семи комплексных объектов и реконструкцию одного действующего. Общий объем инвестиций в инфраструктуру — 18 миллиардов рублей.
В регионе сейчас идет работа по восьми перспективным проектам. Речь о создании 675 тысяч тонн в год по обработке ТКО, 450 тысяч тонн в год — по утилизации и 942 тысяч тонн — по захоронению.
По КПО Большечерниговский, Кинель-Черкасский, Хворостянский и Сергиевский заключены концессионные соглашения, разработана проектно-сметная документация, получены заключения государственных экспертиз.
В отношении объектов в Большечерниговском и Хворостянском районах поданы заявки на финансирование в РЭО, которое планируется предоставить во 2−3 квартале 2025 года. Заявки в отношении объектов в Кинель-Черкасском и Сергиевском районах ожидаются до конца 1 квартала 2025 года, финансирование РЭО возможно будет предоставить в 3−4 квартале 2025 года.
По объекту в Сызрани идет разработка ПСД. Финансирование со стороны РЭО может быть предоставлено в 1 квартале 2026 года. Реализацию проекта по реконструкции объекта захоронения ТКО можно осуществить на основе инвестиционного соглашения. Финансирование РЭО можно осуществить в случае интеграции в состав объекта мощностей по утилизации ТКО. В случае разработки ПСД до конца 2025 года, финансирование РЭО возможно предоставить в 1 квартале 2026 года.
По объекту утилизации и захоронения ТКО в Тольятти и КПО «Самара» губернатор Вячеслав Федорищев направил обращение в адрес Председателя Правительства РФ о возможности заключения концессионного соглашения в отношении объекта без конкурса с ООО «Самарский экологический оператор».
Источник: Пресс-служба ППК РЭО