Новости Ассоциации

НДТ — это не про очистные сооружения, не про отстойники и фильтры. Это про глубокую переработку сырья и про ресурсную эффективность

Одним из важнейших элементов формируемой инновационной системы России является организация работ в области перехода отечественной промышленности на регулирование, основанное на технологическом нормировании на основе наилучших доступных технологий (НДТ). Эта работа направлена на создание эффективного механизма устойчивого и стабильного развития российской промышленности с применением методов рационального использования материальных и энергетических ресурсов с учетом природоохранных мероприятий. Решение задач модернизации производства с использованием НДТ отразится не только на вопросах повышения конкурентоспособности и импортозамещения, но и обеспечит качественно новый подход для обеспечения деятельности отечественных товаропроизводителей.

Наилучшие доступные технологии – это специальный перечень технологий по производству товаров, который устанавливает нормы по выполнению работ и оказанию услуг, которые соответствуют последним достижениям науки и соблюдают критерии по охране окружающей среды. Такие технологии помогают обеспечивать высокую продуктивность производства, предотвращают негативное воздействие на окружающую среду, учитывая особенности каждой отрасли.

В России законодательно термин НДТ был закреплен в 2014 году. Согласно закону, НДТ — это технология производства продукции на основе современных достижений науки и техники. Главная цель — охрана окружающей среды при условии возможности применения этой технологии. Для надежности такая технология должна применяться не менее чем на двух предприятиях страны.

Однако если бы все требования в НДТ сводились к экологическим, то все промышленные предприятия попросту пришлось бы закрыть, так как любое производство оказывает воздействие на окружающую среду. Поэтому справочники НДТ — это «мягкая сила» для создания стандартов работы промышленности. Стандарты необязательны к применению, но в зависимости от соответствия производства критериям НДТ у производителей появляется возможность снизить плату за негативное воздействие на окружающую среду до нуля.


Бюро наилучших доступных технологий (Бюро НДТ) – функциональная структура, созданная в Российской Федерации для координации деятельности технических рабочих групп по определению наилучших доступных технологий (технические рабочие группы) и разработки, актуализации и опубликованию информационно-технических справочников по наилучшим доступным технологиям (ИТС).

В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации № 1508 от 28 декабря 2016 г. функции Бюро НДТ переданы в созданный в рамках проведения в России Года Экологии Центр экологической промышленной политики (ЦЭПП).


Дмитрий Скобелев, директор ФГАУ «Научно-исследовательский институт «Центр экологической промышленной политики»:

"НДТ — это не про очистные сооружения, не про отстойники и фильтры. Это про глубокую переработку сырья, про ресурсную эффективность, которая должна быть обеспечена. НДТ — это некий эталон, описывающий и технологии, и организацию производства, и оборудование, и то, как все это вместе связано. Каждая следующая итерация развития предприятия должна быть более ресурсоэффективной, чем предыдущая. Эффективной не в деньгах, а в физическом, натуральном выражении, чтобы было как можно меньше исходного сырья для получения того же количества продукции. А еще лучше, когда нежелательный продукт вовлечен в какие-то следующие процессы переработки. Вот это мы и понимаем под идеологией НДТ.

Реализация уже началась. Во-первых, при выдаче так называемых комплексных экологических разрешений — КЭР — предприятия получают условия функционирования в зависимости от степени соответствия НДТ. Этот процесс недавно начался, далеко не все еще организовано так, как задумывалось. Но это вопрос времени. Во-вторых, в рамках международных соглашений регуляторная конструкция НДТ в 2020 году позволила исключить из числа экологических «горячих точек» два российских предприятия — АО «Монди Сыктывкарский ЛПК» и Петрозаводский водоканал. На очереди Ковдорский ГОК. Это вполне реальная работа по повышению конкурентоспособности наших предприятий.
В-третьих, есть тематика «зеленого» финансирования. Критерий НДТ очень удобен для определения степени «зелености» инвестиционного проекта.

Есть различные механизмы, но на сегодня, нисколько не жалуясь на жизнь и судьбу, мы можем сказать, что идет вполне нормальный, естественный процесс — шаг вперед, два шага назад. Это ожидаемо. Потому что, как учил нас классик, любая идеология должна овладеть массами. Сейчас идет процесс, когда массы начинают это постигать. Мы в России переходим к пониманию, что НДТ — это не электрофильтры или сооружения очистки сточных вод. Нет. НДТ — это глубокая переработка исходного ресурса и вовлечение вторичных ресурсов в экономический оборот.

Федеральный проект «Экология» сегодня не использует потенциал концепции НДТ в полной мере. Но хорошо, что он есть. Он позволяет нам взаимодействовать с большим количеством предприятий и других заинтересованных сторон для того, чтобы продвигать нашу идеологию. Но все это эволюционные процессы. НДТ — это не самоцель, а удобный инструмент для отделения хорошей технологии от плохой, современной от устаревшей. Применять его было бы целесообразно во многих федеральных и национальных проектах, где требуется определить направления инвестиций в технологии. Это позволило бы более эффективно использовать бюджетные средства, а также достичь синергии проектов, когда одним мероприятием решались бы несколько задач, поставленных в рамках разных проектов.

Мы как научно-исследовательский институт в этом направлении организуем разработку и актуализацию так называемых справочников НДТ. Создаем методические документы по экспертной оценке, соответствию НДТ. Разрабатываем подходы к обоснованию значений технологических показателей, необходимых для сравнения технологий. Совместно с ведущими вузами занимаемся подготовкой кадров и научных публикаций. Вот, собственно, на сегодня в этом и заключается наша работа, мы ее ведем без особой публичности.

Эти справочники — совершенно новый тип документов. Их не было раньше в практике отечественного государственного регулирования. Подавляющее большинство критиков в них даже не заглядывали. Оставшиеся еще не разобрались в том, как их применять. Мы привыкли к системе регулирования в одну стадию. Министерство готовит документ — приказ или постановление правительства, — в котором изложены обязательные требования. Именно соблюдение этих требований будет проверяться контрольно-надзорными органами. При такой практике бывает, что в административной борьбе рождается документ, содержащий заведомо невыполнимые требования.

Информационно-технический справочник, как следует из названия, не содержит обязательных требований. Это систематизированное описание распространенных в стране технологий, объяснение того, как и с помощью каких показателей их можно сравнивать между собой и что считать сегодня приемлемым уровнем совершенства технологии. То есть описание некоторого эталона, который на сегодня отделяет хорошие технологии от устаревших. Этот эталон и называется НДТ.

Пока еще не все увидели преимущество такого двухступенчатого подхода к установлению требований. При нем может быть учтено профессиональное экспертное мнение, которое очень сложно услышать, а потому оно редко бывает учтено в административной борьбе одноступенчатого процесса.

В процессе создания справочников НДТ мы собрали колоссальный массив информации о технологиях, их развитии, проблемах и перспективах. Нам повезло объединить в работе в едином формате большое количество глубоко разбирающихся в своих отраслях экспертов. Работая с этим данными, мы сделали вывод: технологии, подобно живым организмам, проходят определенные стадии эволюции. Мы даже специальный проект открыли — «Энциклопедия технологий». Эволюцию технологий рассмотрели по аналогии с циклическими явлениями природы.

В процессе систематизации данных мы старались найти то, что отличает систему от просто набора или любой другой совокупности фактов. Это как со стихотворением, любое стихотворение — это набор слов. Но не простой, поскольку не любой набор слов является стихотворением. Должны быть рифма, ритм, мысль. Равно как с музыкальным произведением. Не любой набор звуков или нот является музыкой. Таким содержанием, или центральной объединяющей идей, в нашей систематизации мы определили ресурсную эффективность технологии. Вокруг ресурсной эффективности построили описание эволюции.

Установив сегодня строгие обязательные требования к модернизации, мы тем самым заставим инвестировать в зарубежное машиностроение, поэтому вопросов о закручивании «экологических гаек» мы не ставим. Модернизация должна быть очень хорошо продумана и согласована с возможностями нашего машиностроения.

НДТ — это ведь не раз и навсегда установленное одно требование, это поэтапный, логически обоснованный процесс последовательных изменений в требованиях. Последовательных, предсказуемых. Очень важно, что предсказуемых с учетом технологических возможностей, способностей нашей промышленности к изменениям. И вот это самое сложное. Ведь всем бы хотелось, чтобы по мановению волшебной палочки: написали справочник — и воздух стал чище. Так не получится. В одноходовку и даже в двухходовку перейти к чистому воздуху не получится. НДТ — это процесс последовательного изменения к лучшему".

Справочник НДТ является универсальным документом, который может быть использован в различных регуляторных конструкциях.

Первое поколение справочников НДТ 2015-2017 годов создавалось для целей природоохранной политики. Первые отраслевые справочники НДТ содержали только технологические показатели эмиссий загрязняющих веществ, определенные по результатам сбора и сравнительного анализа данных, полученных от предприятий (бенчмаркинга). На основании справочников НДТ приказами Минприроды России утверждались технологические показатели НДТ: максимально допустимый законодательством уровень эмиссий маркерных загрязняющих веществ, разрешаемый для осуществления хозяйственной деятельности. В случае, если выбросы и сбросы загрязняющих веществ объекта I категории НВОС превышает уровень технологических показателей НДТ, то ему дается 7 лет на реализацию программы повышения экологической эффективности (модернизацию предприятия).

Опыт применения первого поколения справочников НДТ и концепции НДТ в целом показал, что НДТ – это прежде всего стимул для эколого-технологической модернизации промышленности и перехода на новый уровень технологического развития. Поэтому во втором поколении справочников НДТ появились показатели ресурсной и энергетической эффективности предприятий, а концепция НДТ стала рассматриваться как основной инструмент экологической промышленной политики – политики устойчивого развития, а не сдерживания.

Достижение установленных в справочниках НДТ показателей ресурсной и энергетической эффективности – это удобный критерий сравнения инвестиционных проектов модернизации предприятий, претендующих на получение мер государственной поддержки. И Минпромторгом России этот критерий уже используется.

Третье поколение справочников НДТ по поручению Правительства Российской Федерации должно содержать отраслевые индикативные показатели удельных выбросов CO2 как ответ на вызовы глобального энергоперехода. Подобные показатели также появятся в справочниках НДТ по результатам проведения отраслевого бенчмаркинга (сравнительного анализа данных, но теперь - углеродоемкости), тогда они могут быть использованы при принятии регулирующих решений в рамках климатической политики.
Как именно? Это определит Минэкономразвития России.

Пока же Минпромторг России разработал и предложил закрепить в нормативных правовых актах процедуру внесения изменений в утвержденные справочники НДТ – это новый путь актуализации справочников НДТ, при котором не затрагиваются разделы справочника НДТ, содержащие технологические показатели НДТ и влияющие на осуществление предприятиями хозяйственной деятельности (получение КЭР).
И, действительно, суть концепции НДТ состоит в формировании предсказуемого механизма установления обязательных требований. Актуализация справочников НДТ не реже чем один раз в 10 лет вводилась для того, чтобы у предприятий было время подготовиться к изменяющимся в сторону ужесточения технологическим показателям НДТ по выбросам и сбросам загрязняющих веществ.

Пока Минэкономразвития России не определило пути использования индикативных показателей по выбросам парниковых газов, сведения о них будут включаться в справочники НДТ в рамках сокращенной процедуры актуализации – путем внесения изменений в разделы, отражающие развитие определенной углеродоемкой отрасли промышленности. Такое разделение позволит не допустить двусмысленных толкований и пресечь развитие крамольной идеи погружения индикативных показателей удельных выбросов CO2 в КЭР. Почему это важно? Потому что смешивать экологическую и климатическую политики и усложнять жизнь промышленности в нынешней экономической ситуации – нельзя. Да и парниковые газы – это не загрязняющие вещества, а климатическое регулирование – это особая область экономического регулирования.

Подготовлено с использованием материалов журнала "Эксперт"телеграм-канал Бюро НДТ
Новости отрасли обращения с отходами