Часто задаваемые вопросы

По итогам вебинара 22 ноября на тему «РОП. Как подготовиться к изменениям». Ответы на вопросы участников.

1. Закон начинает работать с 1 января 2024 г. Конкретного списка документов для того, чтобы утилизатор прошел проверку нет. Конкретного списка что нужно будет подгружать в систему для отчетности тоже нет (что это будет сканы договоров или счет-фактур или транспортных накладных)? Какие именно документы по приему отходов и какие документы по продаже продукции нужно будет подгружать? Это же не за 5 минут делается, кроме того, нужно будет переформатировать работу отделов снабжения и продаж. То есть готовится нужно уже сейчас, а конкретики нет.

Ответ:

По включению утилизатора ОИТ в реестр. Этот вопрос регулируется 2-мя актами. Первый акт устанавливает порядок ведения реестра утилизаторов, в котором будет регламентирован процесс подачи заявления и документов для включения в реестр. Второй акт устанавливает порядок проведения выездной оценки утилизатора. Второй акт важен для утилизатора в качестве ориентира в отношении регламентных процедур, проводимых Росприроднадзором.

Все акты проходили общественное обсуждение и были размещены на regulation.gov.ru для сбора замечаний и предложений.

В проекте первого акта указано, что для включения в реестр утилизаторов необходимо подать заявление и приложить следующие документы:

- копии технических паспортов на оборудование;

- копия технологического регламента предприятия;

- описание технологического процесса (часто указывается в составе технологического регламента);

- общие схемы технологического процесса, блок-схемы производства, схемы стадий и операций, данные об основном и вспомогательном технологическом оборудовании (часто указывается в составе технологического регламента);

- планы производственных зданий и помещений;

- характеристики и описание отходов, сырья, промежуточных продуктов (сюда подходят паспорта на отходы, протоколы на отходы 5 класса, сертификаты на вторичное сырье);

- характеристика продукции, производимой в результате утилизации (стандарт организации и/или технические условия);

- копии документов на средства измерения (счетчики электрической энергии).

Перечень указанных документов может меняться как в сторону уменьшения, так и увеличения. В любом случае у утилизатора не будет запрашиваться более того, что у него должно быть в рамках действующего законодательства.

Утилизатор, который имеет отходную лицензию указанные документы представлять не должен и будет включаться в реестр на основании только лишь выданной лицензии.

2. Разъясните пожалуйста, каким образом (программой/платформой или др.) будут регулироваться взаимоотношения между Производителями и импортерами товаров (упаковки) и утилизаторами отходов?

Ответ:

Производители и импортеры товаров должны взаимодействовать с утилизаторами отходов, как и раньше – путем заключения договоров на утилизацию отходов от использования товаров и оформления актов утилизации. Именно эти документы будут подтверждать добросовестное исполнение норм закона.

В результате составления и подписания указанные документы прилагаются к отчетности, которая должна быть загружена через Единую федеральную государственную информационную систему учета отходов от использования товаров (ЕФГИС УОИТ).

Доступ к системе будет предоставлен заблаговременно на сайте Росприроднадзора или Российского экологического оператора. Учитывая, что отчетной датой является 15 апреля времени для ознакомления с системой и её функционалом будет достаточно.

3. Как будет регулироваться переработка отходов, собранных от населения (например, пластиковые бутылки). В случае, когда контейнер для сбора установлен во дворах. Подписант акта приема-передачи отходов со стороны образователя отходов в таком случае будет отсутствовать. Какие документы в таком случае должны быть у утилизатора?

Ответ:

В границах контейнерных площадок в муниципалитетах размещаются контейнеры для накопления ТКО. Обращение с данными видами отходов осуществляется в рамках отдельного регулирования.

В случае, если контейнер был установлен отдельно и не имеет отношения к накоплению ТКО, то необходимо отнести отходы к определенному виду и классу опасности, оформить паспорта на отходы (в случае отнесения отходов к I – IV классам опасности), оформить протоколы (в случае отнесения отходов к V классу опасности) и начать вести учет движения отходов в рамках статьи 19 закона об отходах.

Риск непризнания права собственности на отходы, накапливаемые таким способом от физических лиц, является персональным риском той организации, которая осуществляет сбор отходов. С другой стороны, физическое лицо, погружая бутылки в контейнер, фактически отказывается от права собственности на них. Следовательно право собственности переходит к лицу, которое является собственником контейнера.

Это предпринимательский риск. Правоприменительная практика в этой части отсутствует.

4. Вопрос по переработке отходов 2 класса опасности (аккумуляторные батареи). Договор на утилизацию отходов 2 класса заключает ФЭО. Договора на выполнение нормативов утилизации заводы по переработке аккумуляторов заключать не хотят, ссылаясь на ФЭО. ФЭО не заключает договора по выполнению нормативов РОП. Как выполнить норматив утилизации по аккумуляторам?

Ответ:

Аккумуляторы, образуемые у физических лиц и передаваемые утилизатору, не относятся к сфере деятельности ФЭО и могут быть переработаны в целях выполнения нормативов утилизации. Данная норма была включена в закон об отходах (часть 1.1 статьи 14.4 89-ФЗ).