Новости Ассоциации

Ежегодно в почву сливается более 50 тысяч тонн кислотных отходов. "Никто их не сдает - потому что некуда сдавать": эксперты обсудили необходимые изменения в системе обращения с опасными отходами

19 января состоялось выездное заседание рабочей группы Совета Федерации по мониторингу реализации федерального проекта «Инфраструктура для обращения с отходами 1-2 классов опасности".
Мероприятие прошло в очно-заочном формате в Приволжском федеральном округе.

Совет Федерации занимается вопросом обращения с опасными отходами 1 и 2 класса с 2016 года, когда в декабре на заседании Госсовета Президент РФ дал поручение более детально заниматься такими отходами. В октябре 2021 года состоялся круглый стол комитета по аграрно-продовольственной политике и природопользованию Совета Федерации, где одним из решений стало создание рабочей группы по мониторингу ввода новой системы обращения с опасными отходами 1 и 2 класса. Решение было реализовано, и первое заседание уже было проведено в городе Иркутск.

В среднем в России ежегодно образуются свыше 300 тысяч тонн отходов 1 и 2 класса опасности. Их переработка – это абсолютно серая зона, и на сегодняшний день неизвестно, какой процент этих отходов перерабатывается, признают эксперты.

Известно, что с 1 марта 2022 года вступают в силу новые правила обращения с отходами 1 и 2 класса, которые затронут около 50 тысяч участников рынка – это примерно 40 тысяч отходообразователей, 8 тысяч транспортных предприятий и пр.

Модератором заседания в Приволжском федеральном округе выступил Юрий Федоров, первый заместитель председателя Комитета Совета Федерации по экономической политике, который обозначил, что «целью работы рабочей группы является прямой диалог со всеми участниками рынка. Мы хотим создать такие условия, чтобы с 1 марта все понимали – и отходообразователи, и перевозчики, и регуляторы, и операторы как работать. Это уникальный процесс, чтобы до ввода какого-то нормативного регулирования, мы за 4 месяца начали эту работу. Более того, сама система работала в тестовом режиме почти 2 года, созданы все нормативно-правовые акты, есть федеральный оператор, есть регулятор в лице Минприроды, создана федеральная государственная информационная система, которая с 1 декабря 2021 года введена уже в промышленную эксплуатацию».

Реализация федерального проекта «Инфраструктура для обращения с отходами I-II классов опасности» включает в себя разработку и введение в эксплуатацию федеральной государственной информационной системы учета и контроля за обращением с отходами I и II классов опасности (ФГИС ОПВК), которая станет единой платформой для экологически безопасного управления всей цепочкой промышленных отходов; строительство инфраструктуры по переработке отходами I и II классов опасности из 7 современных экотехнопарков. Предприятие Госкорпорации «Росатом» ФГУП «Федеральный экологический оператор» назначено федеральным оператором по обращению с отходами I и II классов на территории Российской Федерации.

В рамках совещания руководитель Федеральной службы по надзору в сфере природопользования Светлана Радионова и генеральный директор ФГУП Федеральный экологический оператор Константин Сиденко подписали соглашение об информационном взаимодействии в сфере обращения с отходами I и II классов.


«Для нас крайне важно выстроить взаимодействие с федеральным оператором таким образом, чтобы рынок обращения с отходами I и II классов был прозрачным, все образующиеся отходы и их дальнейшая судьба были учтены и зафиксированы в государственной информационной системе ФГИС ОПВК, - отметила Светлана Радионова. - Росприроднадзор имеет доступ к системе и это позволит планировать контрольно-надзорные мероприятия. В свою очередь, для бизнеса ФГИС - дополнительный инструмент показать контрольно-надзорным органам свою добросовестность и открытость».

Заключенное соглашение о взаимодействии предполагает обмен информацией по вопросам создания условий по безопасному обращению с отходами I и II классов; проведение совместных консультаций для изменения и разработки нормативных правовых актов.

«Федеральный экологический оператор запустил систему управления жизненным циклом отходов I и II классов. Уверен, что это позволит поменять ситуацию в стране, прекратив накопление отходов. Мы выстроили уникальную систему работы с радиоактивными отходами и сможем применить этот опыт и тут», - отметил Константин Сиденко.


Основной темой второго совещания рабочей группы СФ РФ стали проблемы переработки аккумуляторов.

85% свинца в мире используется в производстве свинцово-кислотных аккумуляторов. В 2020 году мировой спрос на металл оценивался в 12 миллионов тонн. Рынок стремительно развивается, в то время как переработка аккумуляторных батарей продолжает оставаться крупным источником загрязнения окружающей среды и наносит вред здоровью человека. Отработанные АКБ – отходы 2 класса опасности, при несанкционированных выбросах которых срок восстановления экосистемы составляет более 30 лет. Накапливаясь в живых организмах свинец вызывает разрушение костей и возникновение серьезных заболеваний. Содержащийся в аккумуляторах электролит – это яд, пары которого вызывают ожоги дыхательных путей и слизистых оболочек.

Ежегодно в России формируется более 350 тысяч отходов АКБ от физических и юридических лиц, более 50% отработанных аккумуляторов собирают теневые структуры, ежегодно сливая в почву более 50 тысяч тонн кислотных отходов.


Альбина Дударева, член Комитета Торгово-промышленной палаты РФ по природопользованию и экологии предложила запретить принимать аккумуляторы на пунктах приема цветного металла – как от людей, так и от организаций; а также исключить из лицензии по обращению с металлическим ломом данный вид как металлолом. Причиной запрета по мнению эксперта должно послужить то, что аккумуляторы наравне со свинцом содержат серную кислоту, которая является отходом второго класса опасности:

«Все знают, что делать со свинцом, но никто не знает, что делать с серной кислотой. И здесь, конечно, надо понимать, что это отход второго класса опасности и все остальные вторичные ресурсы, которые есть в аккумуляторах, они загрязнены серной кислотой, и являются отходом. Серная кислота сегодня почти везде выливается на землю, мало кто ее сдает – потому что некуда сдавать. Здесь мы надеемся, конечно, что ФЭО организует сбор и переработку серной кислоты».

Кроме того, Альбина Дударева предложила пересмотреть норматив утилизации в расширенной ответственности производителя, который на 2022 год составляет 20%. Эксперт считает, что норматив нужно увеличить до 100%: «Мы должны вовлечь во вторичную переработку с обезвреживанием полностью весь аккумулятор».


Предложения получили поддержку от заместитель руководителя отраслевого Совета свинцово-кислотных аккумуляторов, директора по развитию ООО «Елабужский аккумуляторный завод» Олега Кулакова.

По итогам обсуждения будет подготовлена резолюция. Модератор совещания Юрий Федоров подвел краткие выводы совещания: «Региональным властям нужно усилить мониторинг информирования всех участков рынка. Участникам рынка – активнее регистрироваться в системе, и вместе делать страну чище и лучше. Федеральному экологическому оператору - ускорить заключение соглашений с регионами».

С использованием материалов и фото Росприроднадзора
Новости отрасли обращения с отходами