Новости Ассоциации

Экспертная сесиия Ассоциации "Ресурс": «Инфраструктура обращения с отходами - актуальные вопросы создания, проблемы и пути решения».

2022-09-14 10:30
13 сентября Ассоциация содействия экономике замкнутого цикла "Ресурс" совместно с Комитетом Государственной Думы по
экологии, природным ресурсам и охране окружающей среды провела экспертную сессию: «Инфраструктура обращения с отходами -
актуальные вопросы создания, проблемы и пути решения» на площадке Ассоциации содействия экономике замкнутого цикла «Ресурс». 
Мероприятие проводилось совместно с Комитетом Государственной Думы по
экологии, природным ресурсам и охране окружающей среды в рамках подготовки к
парламентским слушаниям.
Среди участников экспертной сессии: представители федеральных органов исполнительной власти, региональных операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами, Общероссийского народного фронта, депутаты профильного Комитета Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, эксперты и представители общественных организаций.
Модератором дискуссии выступила Исполнительный директор Ассоциации «Ресурс» Валерия Гулимова.
"О предотвращении несанкционированных свалок с использованием информационной системы и мониторингом инфраструктуры строительных отходов Московской области" - Сиятелев Андрей Владимирович, Министерство экологии Московской области,
Цель дискуссии - обсудить насколько действующая и запланированная к вводу
инфраструктура по обращению с отходами достаточна для исполнения установленных
целевых показателей федеральных проектов «Экономика замкнутого цикла» «Комплексная
система обращения с твердыми коммунальными отходами» в рамках национального
проекта «Экология». Обеспечивают ли существующие источники финансирования график
и показатели планов. Что снижает эффективность работы действующих объектов
инфраструктуры.
По официальной информации в рамках реализации федерального проекта
субъектами Российской Федерации в период 2019-2021 гг. введено 97 объектов обработки ТКО и 25 участков обработки ТКО в составе комплексных объектов суммарной мощностью 15,5 млн тонн, что на 1,5 млн тонн превысило плановое значение федерального проекта.
Суммарные мощности объектов обработки превышают 30 млн тонн, что позволяет
опережающими темпами достигать установленный целевой показатель по доле ТКО,
направленных на обработку (факт 2021 года составил 43% при плане 26,6%).
Показатели обеспеченности инфраструктурой для регионов на федеральном уровне
не устанавливаются. Однако федеральным проектом за каждым субъектом закрепляются
планы вводов по годам и планы по доле ТКО, которые должны быть направлены на
обработку. Указанные индикаторы учитывают состояние действующей инфраструктуры, ее
эффективность и производительность (загрузку).

В экспертной сессии приняли участие:
Коган Александр Борисович, заместитель председателя Комитета Государственной Думы по экологии, природным ресурсам и охране окружающей среды,
Тетенькин Дмитрий Дмитриевич, заместитель Министра природных ресурсов и экологии Российской Федерации,
Макрушин Александр Геннадьевич, заместитель генерального директора по правовым вопросам и аналитическому сопровождению работы с федеральной схемой ППК «Российский экологический оператор»,
Гулимова Валерия Вячеславовна, исполнительный директор Ассоциации содействия экономике замкнутого цикла «Ресурс»,
Забозлаев Алексей Геннадьевич, заместитель губернатора ХМАО,
Новиков Андрей Владимирович, департамент природных ресурсов и охраны окружающей среды Курганской области, 
Вишнякова Елена Геннадьевна, заместитель генерального директора ГК Эколайн;
Родионов Александр Юрьевич, АО «Ситиматик»
Загитов Артур Эдуардович, генеральный директор МУП «Комбинат по благоустройству и бытовому обслуживанию»,
Сиятелев Андрей Владимирович, Министерство экологии Московской области,
Чашников Владимир Владимирович, генеральный директор АО «Чистая планета»

Экспертная сессия проведена в целях обсуждения проблемы достижения показателей, предусмотренных национальным проектом «Экология», о снижении поступления на полигоны твердых коммунальных отходов до 50 процентов.
 
Обсудили:
  1. О проблемах реализации реформы обращения с твердыми коммунальными отходами (далее – ТКО) и необходимость нормативно-правового регулирования;
  2. Возможность достижения установленных целевых показателей федеральных проектов «Экономика замкнутого цикла» и «Комплексная система обращения с ТКО» в рамках национального проекта «Экология» действующей и планируемой к вводу в эксплуатацию инфраструктуры по обращению с ТКО;
  3. Возможность обеспечения плана и графика создания инфраструктуры по обращению с ТКО действующими механизмами финансирования;
  4. Вопросы эффективности работы действующих объектов инфраструктуры по обращению с ТКО.

Слушали:
  1. О создании органами исполнительной власти ХМАО и планах реализации финансово-экономической модели экотехнопарка в регионе. Участии региона в финансировании проекта.
  2. О реализации реформы по обращению с ТКО на территории Курганской области. Участии ППК «РЭО» в финансировании и создании инфраструктуры по обращению с отходами в Курганской области.
  3. О создании органами власти Московской области системы контроля за порядком обращения со строительными отходами в Московской области.
  4. Позицию Минприроды России по вопросам нормативно-правового регулирования сферы обращения с отходами.
  5. Предложения ППК «РЭО» по вопросам нормативно-правового регулирования сферы обращения с ТКО.
  6. Предложения Ассоциации «Ресурс»

Обозначены следующие проблемы, возникающие в процессе сбора, сортировки, утилизации отходов, а также строительства и эксплуатации объектов по утилизации отходов:
1. необеспеченность раздельного сбора ТКО, в том числе отдельного сбора пищевых и иных органических отходов;
2.  недостаточный уровень сортировки отходов; 
3. образования отходов у торговых организаций и взаимодействия последних и региональными операторами по обращению с ТКО (размещения ТКО торговых организаций на контейнерных площадках, расположенных на придомовых территориях МКД, строительства отдельных площадок накопления отходов, принадлежащих  торговым организациям, в т.ч. на придомовых территориях МКД с учетом действующих норм СанПин, порядка коммерческого учета накапливаемых ТКО и периодичности их вывоза);
4. ликвидация мест несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов (несвоевременность ликвидации мест несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов (далее- несанкционированных свалок), неясность состава лиц, которые могут привлекаться собственником для их удаления, последовательность и сроки осуществления действий региональным оператором по обращению с ТКО, изложенных в п.18 Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 12 ноября 2016 г. N 1156 . Судебная практика, сформированная Верховным судом РФ, исходит из того, что обязанность по удалению несанкционированных свалок лежит на региональном операторе по обращению с ТКО. И только он может выполнить эти действия. Данная услуга не входит в состав услуг по обращению с ТКО, оказываемых региональным оператором по обращению с ТКО, регулируемых тарифом. Действия собственника земельного участка, на котором располагается несанкционированная свалка, по самостоятельной ее ликвидации выражаются в заключении договора с региональным оператором по обращению с ТКО на удаление указанной свалки. Собственник земельного участка может реализовать свою обязанность по самостоятельному удалению несанкционированной свалки течение 30 дней со дня получения уведомления регионального оператора по обращению с ТКО о необходимости ее ликвидации. При этом региональный оператор по обращению с отходами обязан совершить действия по ликвидации несанкционированной свалки в течение 30 дней со дня направления уведомления собственнику земельного участка о необходимости ликвидации мест несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов. Судебной практикой не разрешен вопрос о том, каким образом региональный оператор по обращению с ТКО при соблюдении права собственника земельного участка на самостоятельную ликвидацию несанкционированной свалки и нереализации его последним в течение установленного законодательством срока может обеспечить удаление этой свалки в срок, предусмотренный для этого в отношении регионального оператора по обращению с ТКО, и который может истечь ранее срока, установленного для собственника земельного участка (например, при направлении уведомления о необходимости ликвидации места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов почтовой связью).  Фактически, при отсутствии в разумный срок со стороны собственника земельного участка действий по заключению договора, в целях соблюдения срока на ликвидацию несанкционированной свалки региональный оператор по обращению с ТКО вынужден осуществить ее удаление без заключения договора с собственником земельного участка и взыскивать стоимость оказанной услуги (расходов на ликвидацию свалки) через суд).
5. несовершенство понятийного аппарата технологических операций с отходами и определения самих отходов, в частности, веток деревьев, складируемых на площадках накопления отходов;
6. невозможность учета в тарифе оператора по обращению с отходами в качестве расходов на утилизацию ТКО затрат на компостирование и изготовление RDF- топлива;
7. возможность сокращения затрат по перевозке отходов вследствие неприменения субъектами РФ ограничений по нагрузке на ось и полной массе автомобилей
8. обязательность оформления банковских гарантий для региональных операторов;
9. нахождение объектов по обращению с отходами в 6-й подзоне приаэродромной территории;
10. финансирование строительства и эксплуатации объектов по обращению с отходами;
11. защита интересов инвестора, участвующего в создании и эксплуатации объектов по обращению с отходами;
12. создание федеральной информационной системы по обращению с отходами;
13. сокращение периода оформления предоставления в пользование под объект размещения и захоронения отходов земельных участков лесного фонда;
14. получение доступа к базе собственников объектов недвижимого имущества, в том числе к объектов, расположенных на территории СНТ;
15.  меры поддержки операторов по обращению с отходами;
16. образование и удаление отходов строительства и сноса
Новости Ассоциации Новости отрасли обращения с отходами