Новости Ассоциации

Еженедельный обзор новостей отрасли

РЭО назвал федеральные округа-аутсайдеры реализации федерального проекта ТКО

62 субъекта РФ достигают все плановые показатели по обработке, утилизации и захоронению ТКО

Российский экологический оператор подвел итоги достижения показателей федерального проекта «Комплексная система обращения с твердыми коммунальными отходами» по итогам 5 месяцев 2023 года в разрезе федеральных округов.

«РЭО регулярно собирает данные от регионов в части объемов обработки, утилизации ТКО и мониторит достижение плановых показателей федерального проекта. По итогам мая 2023 года 23 субъекта Российской Федерации не достигают одного или нескольких из установленных плановых годовых значений показателей, характеризующих количество ТКО, направленных на обработку, утилизацию, захоронение», — сообщил генеральный директор ППК РЭО Денис Буцаев.

По итогам 5 месяцев 2023 года к самым отстающим федеральным округам в части достижения годовых плановых значений показателей федерального проекта относятся Уральский и Южный федеральные округа — более 50% входящих в их состав регионов не достигают установленного плана. В Дальневосточном, Северо-Западном и Приволжском федеральных округах не достигают плановых значений показателей порядка 30% субъектов Российской Федерации. На текущий момент только в Сибирском федеральном округе все регионы достигают плановые значения федерального проекта.

Как отметил заместитель генерального директора РЭО по региональному развитию и инфраструктуре Евгений Карелов, к основным причинами недостижения показателей регионы относят сезонные отклонения, приостановку деятельности оборудования для проведения ремонтных работ, необходимость формирования товарных партий отходов для направления на утилизацию.

«РЭО на регулярной основе проводятся совещания с субъектами Российской Федерации по вопросам реализации региональных проектов, обеспечивающих достижение показателей федерального проекта, качества и своевременности предоставляемой отчетности, а также по рискам недостижения плановых значений показателей и принимаемых мерах для их нивелирования», — добавил Евгений Карелов.

Данные по доле обработки и захоронения ТКО используются для расчета показателей оценки эффективности деятельности высших должностных лиц субъектов Российской Федерации и деятельности исполнительных органов субъектов РФ, по результатам достижения которых ежегодно определяется итоговый рейтинг регионов и Правительством РФ распределяются гранты между субъектами.
РЭО провел выездные мероприятия по оценке предоставления коммунальной услуги в регионах

Сотрудники регионального блока Российского экологического оператора провели выездные мероприятия по оценке деятельности региональных операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами (ТКО) в Республиках Башкортостан, Хакасия и Калмыкия, Архангельской, Волгоградской, Омской областях, а также в Красноярском крае, в ходе которых обнаружили ряд нарушений как в работе региональных операторов, так и органов власти. Были выявлены нарушения вывоза ТКО и контейнерные площадки в плохом состоянии, их полное отсутствие в некоторых населенных пунктах, отсутствие просветительской работы с населением.

«Для совершенствования системы обращения с твердыми коммунальными отходами РЭО проводит регулярные рабочие встречи с представителями органов исполнительной власти регионов и региональных операторов. Во время выездных мероприятий возможно более детально погрузиться в проблемы конкретного региона и проработать их решение, исходя из специфики субъекта. Выявляется ряд вопросов, требующих системного решения — это и ответственность по вывозу строительных, а также растительных отходов, образованных при уходе за древесно-кустарниковыми посадками, и недостаточное наличие у регоператоров данных на потребителей коммунальной услуги», — отметил генеральный директор РЭО Денис Буцаев.

Во время рабочей поездки в Красноярский край сотрудники РЭО выявили следующие факты: недостаточная разъяснительная работа с населением по вопросам обращения с ТКО, неудовлетворительное состояние контейнерных площадок в сельских населенных пунктах и труднодоступных территориях, а в некоторых из них и полное отсутствие мест накопления ТКО и тем самым отсутствие коммунальной услуги по вывозу ТКО, а также низкий уровень цифровизации региона в области обращения с отходами.

Территория Красноярского края поделена на 14 технологических зон, в которых осуществляют деятельность 8 региональных операторов (АО «Автоспецбаза», ООО «Рециклинговая Компания», ООО «Эко-Транспорт», ООО «РостТех», ООО «ПромТех», ООО «КРК», МУП «УККР», МУП г. Минусинска «МГХ»).

По итогам обследования мест накопления отходов, проведенных совещаний и встреч, совместно с участниками были выработаны решения по улучшению качества предоставления потребителям Красноярского края коммунальной услуги по обращению с ТКО и учтены в работе как региональными операторами, так и субъектами РФ.

«Каждый субъект РФ имеет свои сложившиеся особенности в предоставлении коммунальной услуги по вывозу ТКО, при этом есть основные и общие проблемы, которые на сегодня влияют на качество предоставления услуги. Это и отсутствие достаточного количества контейнерных площадок, а также их содержание, несоблюдение графиков вывоза, особенно в ИЖС. Также из-за недостаточной информации у регионального оператора по местонахождению юридических лиц и индивидуальных предпринимателей имеются сложности с заключением договоров в 100% объеме. А еще, как ни странно практически полное отсутствие совместной работы как органов власти, так и регоператора с населением. РЭО совместно со всеми участниками сферы обращения с ТКО занимается детальной проработкой решения существующих проблемных вопросов. Как показала практика, обеспечение реализации норм законодательства в области обращения с ТКО в России, развитие и совершенствование этой сферы нуждается в комплексном подходе с участием каждого региона», — отметил заместитель генерального директора РЭО Евгений Карелов.
Калькулятор экосбора заработал на онлайн-площадке РЭО по торговле вторсырьем

Калькулятор расчета стоимости экологического сбора заработал на Электронной торговой площадке (ЭТП) по купле-продаже вторсырьем, созданной при поддержке Российского экологического оператора. Новый модуль создан в целях эффективного исполнения расширенной ответственности производителей (РОП).

«Для удобного расчета стоимости экологического сбора мы добавили на ЭТП специальный калькулятор. Воспользоваться им может любой желающий. А те, кто зарегистрирован на площадке, могут получить услугу по утилизации прямо на нашей площадке. Платформа создавалась как для купли-продажи вторсырья, так и для удобного исполнения РОП», — сообщил генеральный директор РЭО Денис Буцаев.

Сумма экосбора рассчитывается посредством умножения ставки экосбора на массу товара/упаковки и на норматив утилизации, выраженный в относительных единицах. Например, ставка экосбора по группе № 9 «Бумага и картон гофрированные» составляет 2 378 рублей, норматив утилизации — 45%. Сумма экосбора за 1 тонну составит 1 070,10 рубля.

Ставка экосбора по группе № 2 «Ковры и ковровые изделия» составляет 16 304 рубля, норматив утилизации — 10%. Сумма экосбора за 3 тонны составит 4 891,20 рубля.
Ставка экосбора по группе № 17 «Шины, покрышки и камеры резиновые» составляет 7 109 рублей, норматив утилизации — 30%. Сумма экосбора за 0,7 тонны составит 1 492,89 рубля.
«Расчет экосбора — необходимая функция, которую мы добавили на главную страницу сайта. Для того, чтобы воспользоваться калькулятором, не требуется регистрация», — сказал руководитель проекта ЭТП ППК РЭО Заур Абдурахимов.
Электронная торговая площадка заработала в сентябре 2022 года. На ЭТП представлены вторичные ресурсы и сырье, их можно покупать и продавать, заключать сделки по переработке, покупке, выставлять заказы на исполнение лотов в рамках расширенной ответственности производителей (РОП). На площадке зарегистрировано более 900 компаний. Они разместили лотов на сумму более 1 млрд рублей.
РЭО предложил однозначно определить право собственности на отходы

Уголовные аспекты обращения с ТКО обсудили на заседании в ТПП РФ

Совет Торгово-промышленной Палаты РФ по развитию экономики замкнутого цикла и экологии провел 21 июня заседание на тему «Уголовный аспект обращения с твердыми коммунальными отходами». Представители Российского экологического оператора, принимавшие участие в заседании, обратили внимание на ситуацию с правоприменением в области утилизации отходов от использования товаров, в частности текстиля, а также на проблемы, связанные с переходом права собственности на отходы, полученные в результате раздельного накопления и сортировки ТКО.

«Вопросы права собственности в области обращения с ТКО возникают уже не первый год. При рассмотрении этих вопросов в судах участники судебных процессов сталкиваются с неоднозначной правоприменительной практикой. Перед нами стоит задача более четко разрешить этот юридический вопрос, однозначно определить, кто владеет отходами и вторичными ресурсами по всей цепочке с момента возникновения отходов до их утилизации или захоронения», — отметил генеральный директор РЭО Денис Буцаев.

Директор по устойчивому развитию РЭО Игорь Забралов обратил внимание на проблему, связанную с утилизацией отходов от использования товаров, в частности текстиля. Определить право собственности на данную фракцию проблематично даже после передачи ее специальным фондам.

«Контейнер для текстиля в текущем законодательстве на контейнерной площадке появиться не может, потому что его наличие там не предусмотрено, это будет, условно говоря, не контейнер регоператора, а контейнер какого-то третьего лица. И в случае, если гражданин туда решит на переработку положить какую-то определенную вещь, то тут с правом собственности все будет гораздо хуже. Поэтому в настоящее время в Российской Федерации вопросами утилизации текстиля (сбором и последующей передачей) занимаются фактически фонды, которым приходится принимать в дар эту фракцию и впоследствии передавать утилизаторам», — сказал Игорь Забралов.

Заместитель генерального директора РЭО по правовым вопросам и аналитическому сопровождению работы с федеральной схемой Алексей Макрушин обозначил три составляющие проблематики — это право собственности на отходы, накапливаемые на контейнерных площадках, получаемых в результате сортировки и захораниваемых на полигонах.

«Если мы говорим про контейнерную площадку, то основные вопросы возникают при осуществлении раздельного сбора. Надо четко понимать, когда отходы становятся собственностью регионального оператора. Ведь есть собственники контейнерной площадки, есть владельцы контейнеров, и это, как правило, не региональные операторы. Например, если собственник площадки на свои деньги организовал раздельный сбор, чтобы сдавать отходы на утилизацию, должны ли они попадать в собственность региональному оператору? Надо уточнять, в какой момент собственность на отходы переходит к региональному оператору, и, прежде всего, разбираться с тем, как осуществляется раздельный сбор и кто владеет вторичными ресурсами, собираемыми в контейнеры для раздельного сбора», — сказал Алексей Макрушин.

Что касается сортировок, то проблема заключается в том, что, как правило, вторичные ресурсы, полученные после сортировки, принадлежат владельцу сортировки, а остатки сортировки передаются региональному оператору для транспортирования на полигон.

«Эта схема не очень хорошо укладывается в гражданское законодательство, в силу которого все отходы — и „вершки“, и „корешки“ — должны принадлежать одной организации, либо владельцу сортировки, либо региональному оператору», — добавил Макрушин.

Что касается полигонов - есть случаи, когда люди собирают на них пластик и дальше направляют его на утилизацию. «Первое решение, которое мы должны принять, это как относиться к деятельности по сбору отходов на полигоне и как их утилизировать. Либо ее декриминализировать, либо, если такая деятельность недопустима, ее все-таки запрещать», — отметил замглавы РЭО.

Участники заседания обсудили право собственности на ТКО и типичные нарушения в сфере обращениями с ТКО, допускаемые операторами, преступления, связанные с хищениями и присвоением твердых коммунальных отходов и содержащихся в них полезных компонентов.

«Мы видим, что существует данная проблема, и со стороны исполнительных органов власти нужно ее обозначать. Мы будем над ней работать, я уже вижу, что надо посмотреть все, что касается Гражданского кодекса, статьи 4 89-ФЗ, статьи 247 УК РФ, вообще посмотреть, какая практика существует, разобраться со статьей 9 89-ФЗ и всецело изучить этот вопрос, чтобы эту правовую неопределенность устранить», — отметил Луговой.

В заседании приняли участие члены Совета ТПП РФ по развитию экономики замкнутого цикла и экологии, представители ТПП регионов России, осуществляющие деятельность в сфере обращения с отходами, в т. ч. ТКО, а также правоохранительные органы и представители региональных органов власти.
Новости отрасли обращения с отходами