Часто задаваемые вопросы

Кто обязан вывозить растительные отходы, образующиеся при уходе за древесно-кустарниковыми посадками на придомовой территории, в том числе в результате проведения работ по валке, корчевке и т.д.

Это вопрос неоднозначный, вследствие отсутствия четкого описания состава отходов в Федеральном классификационном каталоге отходов (ФККО), утвержденный приказом Росприроднадзора от 22.05.2017 № 242. Такие отходы получают код в ФККО 7 31 300 00 00 0 − Растительные отходы при уходе за газонами, цветниками, древесно-кустарниковыми посадками, относящиеся к твердым коммунальным отходам.

Но на практике, контролирующие, надзорные органы и суды неоднозначно подходят к разрешению вопроса об отнесении к данному виду отходов древесных остатков, образовавшихся в результате валки, корчовки и обрезки деревьев.
Обычно, в таких случаях, контролирующие структуры ссылаются на письмо Министерства природных ресурсов и экологии РФ от 11 октября 2019 г. № 08-25-53/24802 «О направлении разъяснений по вопросу регулирования деятельности в области обращения с ТКО». Согласно ему, такие отходы не относятся к ТКО, т.к. по основному признаку являются отходами, образованными вне жилых помещений (ФЗ №89).

Но, согласно пункту 3 Правил N 269 «Об определении нормативов накопления твердых коммунальных отходов» и приказом Минстроя России от 28 июля 2016 г. N 524/пр «Об утверждении Методических рекомендаций по вопросам, связанным с определением нормативов накопления твердых коммунальных отходов», при определении нормативов в составе ТКО учитываются также отходы, образующиеся при уборке придомовой территории.
Важно, что при этом категории объектов, на которых образуются ТКО, определяются уполномоченным органом.
Исходя из анализа норм федерального законодательства, уличный смет, образующийся при уборке придомовой территории, растительные отходы при уходе за газонами, цветниками и растительные отходы при уходе за древесно-кустарниковыми посадками относятся к ТКО. Соответственно, их сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение обеспечиваются региональным оператором.

Анализ, формирующейся судебной практики по данному вопросу, показывает, что арбитражные суды принимают судебные акты, исходя из того, учтены ли при определении нормативов в составе ТКО такие отходы и факта включения в тариф регионального оператора.

Судебная практика:
Так, согласно решению Арбитражного суда Забайкальского края от 11.08.2021 по делу № А78-446/2021 было отказано в удовлетворении исковых требований ООО «УК «Прогресс»-компании, осуществляющей управление МКД, к региональному оператору – ООО «Олерон+» о взыскании с последнего затрат по вывозу растительного мусора.
Как указал суд, основополагающим для рассмотрения данного дела, является не определение понятия «твердых коммунальных отходов», в классификацию которых могут входить разные виды отходов, в том числе, образуемые в деятельности юридических лиц, а установление, были ли твердые коммунальные отходы, связанные с уборкой придомовой территории и уходом за древесно-кустарниковой растительностью на придомовой территории включены исполнительным органом власти в норматив накопления для физических лиц.

Подтверждением судебной практики, определяющей обязанность регионального оператора по вывозу растительных отходов в зависимости от включении данных отходов в норматив накопления ТКО и, соответственно, в установленный для него тариф, является и дело № А76-32300/2021 по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Спецсервис» к Главному управлению «Государственная жилищная инспекция Челябинской области» о признании недействительным предписания в части п.1.1, в соответствии с которым обществу предписано принять меры по организации деятельности по сбору, транспортированию, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов, расположенных на земельных участках, прилегающих к территории контейнерных площадок. Отходы, в отношении которых Обществу предписывалось принять соответствующие меры, также представляли собой остатки (кряжи, ветви), образовавшиеся в результате проведения работ по валке, корчевке и обрезке деревьев и кустарников.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в Постановлении от 07.02.2022 № 18АП-18511/2021 по делу № А76-32300/2021 указал, что статьей 5 Закона № 89-ФЗ предусмотрено, что к полномочиям Российской Федерации в области обращения с отходами относится установление правил определения нормативов накопления твердых коммунальных отходов.
Порядок определения нормативов накопления твердых коммунальных отходов согласно пункту 4 статьи 24.10 названного Федерального закона устанавливается Правительством Российской Федерации. Во исполнение требований федерального законодателя постановлением Правительства Российской Федерации от 04.04.2016 № 269 утверждены Правилами определения нормативов накопления твердых коммунальных отходов (далее – Правила № 269).