База знаний

РЭО разработал проект Концепции по минимизации отходов (часть 1)

РЭО разработал концепцию по минимизации отходов в России: отказ от одноразовых изделий, пластиковых карт, уроки по ремонту в школах, шеринг среди граждан и другое



Проект


КОНЦЕПЦИЯ


минимизации образования отходов


в Российской Федерации


Публично-правовая компания по формированию комплексной системы обращения с твердыми коммунальными отходами


«Российский экологический оператор»



2024 год




I. Общие положения

1. Настоящая Концепция является документом стратегического планирования и представляет собой систему взглядов на национальные интересы Российской Федерации в сфере регулирования качества окружающей среды, базовые принципы, стратегические цели, основные задачи и приоритетные направления государственной экологической политики Российской Федерации в целях создания условий для минимизации образования отходов производства и потребления, продления жизненного цикла продукции, популяризации в обществе «экологичного поведения» и «бережного потребления».

2. Правовую основу настоящей Концепции составляют Конституция Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации, федеральные законы и другие нормативные правовые акты Российской Федерации, регулирующие деятельность федеральных органов государственной власти в сфере экологии.

3. В настоящей Концепции дополняются и развиваются отдельные положения государственной программы Российской Федерации «Охрана окружающей среды», учтены основные положения иных документов стратегического планирования, затрагивающих сферу экологии[1][2][3].

4. Одним из ключевых принципов экономики замкнутого цикла является оптимизация производительности ресурсов путем ввода как в технические, так и в биологические циклы товаров, компонентов и материалов с максимальной отдачей на всех этапах таких циклов. Это выражается в том, что для разрабатываемой продукции предусматривается возможность более длительного использования по назначению, восстановления, реконструкции и переработки, поощряется ее техническое обслуживание с целью продления срока службы, а также обеспечиваются условия для её возмездной или безвозмездной передачи.

5. Настоящая Концепция соответствует основным принципам и приоритетным направлениям государственной политики в области обращения с отходами, установленным Федеральным законом от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» в части предотвращения образования отходов, относящемуся к верхнему уровню приоритетной последовательности направлений и определяет основные подходы, направленные на переход к ответственному производству и потреблению.

6. Настоящая Концепция определяет основные подходы к трансформации государственного регулирования в целях создания эффективной модели, позволяющей совместно с налоговыми, административными, разрешительными и другими механизмами достичь кардинального снижения количества образования отходов, что, в свою очередь, соответствует принципам государственной политики по обеспечению конституционного права граждан на благоприятную окружающую среду, ее сохранение для будущих поколений и рациональное использование невозобновляемых природных ресурсов.

II. Предпосылки перехода к модели ответственного

производства и потребления

7. Экономический рост приводит к увеличению спроса на различную продукцию, для производства которой нужны и без того ограниченные природные ресурсы, потребности в которых уже превышают возможности по их восстановлению. Образ жизни, основанный на чрезмерном потреблении кроме истощения природных ресурсов, несет в себе также ряд не менее опасных факторов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, в том числе ежегодно увеличивающийся объем образования отходов производства и потребления.

8. Объем потребления в Российской Федерации ежегодно увеличивается, происходит массовое обновление товаров, вызванное в том числе отсутствием этики рационального потребления и стремлением к новизне в соответствии с быстрыми темпами обращения стиля и моды. Происходит массовое обновление товаров, особенно в крупных городских агломерациях. В первую очередь это касается компьютерной техники и средств связи, предметов одежды и мебели, транспортных средств.

9. Чрезмерное потребление при практически полном отсутствии развития систем возмездной и безвозмездной передачи продовольственных и непродовольственных товаров, приводит к росту объема образования отходов производства и потребления.

10. В целях создания устойчивой системы обращения с твердыми коммунальными отходами (далее – ТКО), обеспечивающей сортировку отходов в объеме 100 процентов и снижения объема отходов, направляемых на полигоны, в два раза, государством реализуются мероприятия, направленные на создание инфраструктуры раздельного накопления и обработки твердых коммунальных отходов, совершенствование института расширенной ответственности производителей и импортеров товаров и упаковки, вовлечению вторичных ресурсов в хозяйственный оборот и переходу на принципы экономики замкнутого цикла.

11. Учитывая значительный и при этом постоянно растущий объем образования отходов производства и потребления, а также принимая во внимание ограниченную цикличность переработки материалов и недостаточный спрос на вторичное сырье, реализация вышеуказанных инициатив не представляется полной без реализации мер, направленных на предотвращении образования отходов, требующих усилий как со стороны государства, так и со стороны производителей и потребителей продукции.

12. Реализация мероприятий по предотвращению образования отходов позволяет добиться как экономических, так и экологических эффектов, заключающихся в сохранении природных ресурсов и снижении негативного влияния на окружающую среду.

III. Цель и задачи минимизации образования отходов

13. Основной целью минимизации образования отходов является формирование эффективной государственной модели регулирования, направленной на максимальное увеличение срока эксплуатации товаров и недопущения утраты ими потребительских свойств для минимизации объемов захоронения отходов потребления и снижения негативного воздействия на окружающую среду.

14. Под минимизацией образования отходов понимается модель ответственного производства и потребления, которая позволяет увеличить срок эксплуатации выпускаемой на рынок продукции и способствовать предотвращению образования отходов производства и потребления посредством:

1) трансформации маркетинговой политики производителей товаров;

2) популяризации ответственного потребления товаров;

3) восстановления и ремонта утративших потребительские свойства изделий;

4) модернизации оборудования;

5) безвозмездной или возмездной передачи вещей от одного лица другому.

15. Для реализации настоящей Концепции требуется создание соответствующих условий, путем регулирования и формирования стимулов, экологического просвещения и иных мер, направленных на популяризацию системы ответственного производства и потребления.

16. Формирование государственной модели регулирования и достижение основной цели минимизации образования отходов должно осуществлять при взаимодействии органов государственной власти, субъектов предпринимательской деятельности, населения путем выполнения следующих основных задач:

1) продление жизненного цикла товаров;

2) поэтапный отказ от одноразовых товаров и упаковки в пользу многоразовой альтернативной продукции;

3) развитие систем совместного использования вещей;

4) сокращение объемов пищевой продукции с истекшим сроком годности;

5) популяризация ответственного использования, в том числе в рамках образовательных программ.

IV. Приоритетные направления развития государственной модели

регулирования минимизации образования отходов

Продление жизненного цикла товаров

17. Формирование модели регулирования минимизации образования отходов предполагает системный подход к устранению зависимости экономического роста от роста использования ресурсов при одновременном повышении благосостояния людей. Это может произойти в результате глубокой трансформации экономической системы, которая подразумевает изменение процессов производства и потребления товаров.

18. Массовое потребление приводит к тому, что большинство товаров, предназначенных для длительного пользования, в большинстве случаев используются в течение более короткого периода времени.

19. Политика продвижения товаров от производителей к потребителям подавляющего большинства производителей товаров ориентирована на выпуск продукции, рассчитанной на короткий срок эксплуатации в целях выпуска и реализации обновленных моделей.

20. Бытовая техники выходит из строя в течение первых пяти лет. Доля основных бытовых приборов, которые были заменены в связи с возникновением дефекта, выросла с 3,5% в 2004 году до 8,3% в 2013 году и продолжает расти.

21. Ремонт и восстановление продукции экономически нецелесообразны ввиду незначительной разницы между затратами на ремонт и затратами на приобретение новой вещи или ремонт не представляется возможным ввиду специфической конструкции изделия или отсутствия запасных комплектующих деталей.

22. Быстрый темп изменения стилей (меняющаяся мода) приводит к тому, что продукция с невысоким уровнем износа выбрасывается до того, как выработала свой максимально возможный срок полезного использования.

23. В целях повышения объёма продаж в следствии уменьшения времени между покупками производители товаров вводят планомерную смену одних поколений продукции другими.

24. Современное общество характеризуется массовым потреблением материальных благ. Вещи обесцениваются быстрее, чем физически изнашиваются, технические и транспортные средства морально устаревают, выпускаемые предметы мебели и интерьера, которые в большинстве случаев не рассчитаны на длительный период эксплуатации подвержены быстрой замене в связи с быстро меняющейся модой.

25. Положительными факторами развития общества потребления являются:

1) создание новой продукции и предоставление новых услуг;

2) организация новых рабочих мест;

3) повышение уровня доходов населения.

26. Негативными факторами развития общества потребления являются:

1) чрезмерное использование природных ресурсов;

2) увеличение объема образования отходов.

27. Продление жизненного цикла товаров должно быть обеспечено стимулирующими мерами для реализации следующих основных принципов производства товаров:

1) осуществление проектирования товаров с использованием стандартизированных модульных конструкций, позволяющих заменить отдельные компоненты;

2) обеспечение производства и хранения запасных деталей, необходимых для ремонта, а также издание инструкций по производству ремонта;

3) создание сервисных центров производителей товаров, предусматривающих систему возврата неисправных товаров, разборки на комплектующие, а также их восстановления для последующей реализации;

4) разработка программного обеспечения с возможностью его обновления без потери качества носителя такого программного обеспечения;

5) проектирование изделий с учетом возможности разборки с использованием инструментов, доступных для потребителей продукции.

28. Государственная политика в целях создания условий для модели продления жизненного цикла товаров должна быть направлена на разработку и применение следующих мер, стимулирующих производителей товаров к постепенному отказу от продвижения товаров от производителей к потребителям, основанного на преждевременном обновлении стилей и моды:

1) разработка и реализация мер, направленных на производство товаров высокого качества, обеспеченных возможностью их модернизации и усовершенствования с целью удовлетворения потребительского запроса в условиях прогрессирующего технологического развития;

2) обеспечение ремонтопригодности проектируемой продукции, с учетом возможности ее восстановления и реконструкции;

3) стимулирование производителей товаров к переходу на систему продвижения товаров от производителей к потребителям, путем замедления темпов изменения стилей различных видов изделий.

29. В качестве приоритетных видов продукции, в отношении которой целесообразно применять модель продления жизненного цикла товаров, определены следующие виды продукции:

1) электронное и электрическое оборудование;

2) предметы одежды;

3) предметы мебели и интерьера.

Развитие системы центров по ремонту и обслуживанию товаров

30. Качество продукции характеризуется её функциональностью, надежностью и долговечностью. Решения потребителей о приобретении новых товаров обусловлены изменяющейся модой и отсутствием необходимых запасных частей.

31. Неэффективное развитие сервисных центров обусловлено следующими показателями:

1) высокая стоимость ремонта;

2) стоимость новой продукции соразмерна стоимости ее ремонта по отдельным категориям товаров;

3) невозможность проведения ремонта ввиду конструктивных особенностей продукта.

32. Развитие системы центров по ремонту и обслуживанию товаров в значительной мере будет способствовать предотвращению образования отходов, а также приведет к социальному и экономическому эффекту за счет создания дополнительных рабочих мест.

33. Важным аспектом развития услуг по ремонту является установление требований к проектированию продукции, обеспечивающие ее безопасную разборку и наличие запасных деталей, доступных потребителям, ремонтным и сервисным центрам.

34. В целях развития услуг по ремонту и обслуживанию также необходимо развитие следующих направлений:

1) создание и развитие социальных ремонтных центров, в которых осуществляется самостоятельный ремонт изделий, а также с привлечением специалистов, в том числе учащихся профессиональных училищ, обладающих соответствующими профессиональными навыками;

2) развитие лизинговых моделей, при которых производители, являясь владельцами продукции, обеспечивают выпуск такой продукции на рынок, анализируют дефекты, восстанавливают или ремонтируют изделия и осуществляют их последующую реализацию.

Создание и поддержка сервисов возмездной и безвозмездной

передачи бывших в употреблении товаров.

35. Повторное использование товаров является одной из важных задач по минимизации образования отходов. Внедрение механизмов повторного использования товаров обеспечит возможность пользования высококачественной продукцией потребителями, которые не могут позволить себе ее приобретение в качестве нового товара.

36. Внедрение механизмов повторного использования товаров будет способствовать созданию новых рабочих мест путем развития торговых объектов, осуществляющих продажу бывших в употреблении товаров, и экономии энергетических и иных ресурсов, необходимых для производства новой продукции.

37. Для развития сервисов возмездной и безвозмездной передачи бывших в употреблении товаров определены следующие приоритетные направления:

1) разработка и внесение изменений в законодательство, направленных на стимулирование повторного использования товаров, в том числе в государственном и социальном секторах;

2) изменение правил налогообложения, направленных на стимулирование работы торговых объектов, реализующих бывшие в употреблении товары и благотворительных учреждений;

3) разработка документов технического регулирования для стандартизации качества товаров;

4) создание и размещение в открытом доступе общей базы данных пунктов приема продукции, предназначенной для повторного использования, торговых объектов, реализующих бывшие в употреблении товары, ремонтных центров;

5) создание и поддержка работы площадок по приему, обмену и продаже бывших в употреблении товаров на региональном уровне, в том числе за счет предоставления льгот по арендным платежам, а также посредством организационной и информационной поддержки;

6) организация площадок обмена бывших в употреблении товаров на территориях государственных учреждений и офисных помещений юридических лиц.

Минимизация образования отходов упаковки

и товаров одноразового использования

38. В Российской Федерации в 2023 году образовано около 57 млн. тонн твердых коммунальных отходов (далее – ТКО). По экспертным оценкам, около 50% ТКО составляют отходы упаковки. При этом объем отходов упаковки будет в дальнейшем увеличиваться, в том числе в связи с развитием электронной торговли и сервисов доставки.

39. Основной целью применения упаковки является защита и сохранение качества товара. Свобода продвижения товаров от производителей к потребителям способствует усложнению процессов проектирования упаковки и приводит к увеличению использования неперерабатываемых материалов.

40. Рост количества упаковки связан со следующими факторами:

1) культура потребления скоропортящихся товаров, а также товаров, реализуемых с использованием услуг доставки;

2) разделение продуктов питания на порции.

41. Приоритетными видами упаковки и товаров одноразового использования, в отношении которых должны осуществляться мероприятия по минимизации образования отходов необходимо определить продукцию, производимую из материалов, не относящимся к биоразлагаемым.

42. В целях минимизации образования отходов упаковки и товаров одноразового использования необходима реализация следующих приоритетных задач:

1) минимизация образования отходов упаковки из полимерных материалов;

2) минимизация образования отходов упаковки из стекла;

3) минимизация образования отходов товаров одноразового использования.

43. Реализация задач по минимизации образования отходов упаковки и товаров одноразового использования должна осуществляться с учетом возможностей производителей продукции, владельцев торговых объектов, а также предприятий сферы 30 года» услуг.

Минимизация образования отходов упаковки из полимерных материалов

44. По данным доклада Евразийской экономической комиссии, подготовленного на основе материалов научно-исследовательской работы по теме «Подготовка социально-экономического анализа целесообразности введения поэтапного запрета на ввоз и производство отдельных видов полимерных изделий одноразового использования», выполненной ФГБОУ ВО «Всероссийская академия внешней торговли Министерства экономического развития Российской Федерации» по заказу Департамента промышленной политики Евразийской экономической комиссии, изучение вопроса о введении поэтапного запрета на ввоз и производство полимерных изделий одноразового использования является одним из направлений глобальной повестки в области устойчивого развития, одной из мер, направленных на реализацию направления 8 Стратегических направлений развития евразийской экономической интеграции до 2025 года, утверждённых решением Высшего Евразийского экономического совета от 11 декабря 2020 г. № 12, а также одним из Основных направлений промышленного сотрудничества в рамках Евразийского экономического союза до 2025 года, утвержденных решением Евразийского межправительственного совета от 30 апреля 2021 г. № 5.

45. Обеспокоенность международного сообщества вызвана ростом отходов пластика, следствием которого становится загрязнение планеты (как суши, так и мирового океана) и гибель живых организмов. Среднее время использования пластикового пакета составляет лишь несколько минут, период его разложения занимает несколько столетий. Это создаёт риск увеличения числа свалок, которые нарушают естественную экосистему, занимают площади, которые можно было бы использовать более эффективно, а также ухудшают качество жизни населения, проживающего вблизи таких территорий.

46. Исследователи выделяют следующие ключевые проблемы, связанные с негативным воздействием полимеров и материалов, используемых для их производства:

1) проникновение фрагментов пластика размером менее 5 мм, которые возникают в результате разрушения более крупных полимерных изделий, выветривания, ультрафиолетового разложения под воздействием солнечного света, механического истирания и химического разрушения в организмы живых существ. Ученые обнаруживают следы пластика, размер которого составляет менее 1 мкм, даже в тех средах и на тех территориях, где потребление пластика минимально;

2) увеличение потребления ископаемых невозобновляемых углеводородов для производства полимеров. По оценкам экспертов производство продуктов нефтехимии является основным двигателем увеличения объемов нефтедобычи;

3) загрязнение Мирового Океана, выделение токсичных продуктов распада полимеров в воду и их дальнейшее распространение по всей экосистеме Земли. Распространение пластика и его скопление в Мировом океане приводит к общему засорению морских вод и прибрежных зон, а также формированию пластиковых островов в океанах, самое большое из которых в Тихом океане, площадь которого по различным экспертным оценкам составляет от 680 тысяч до 1,65 миллионов квадратных километров;

4) долгий срок разложения пластика при кратком сроке использования и широком масштабе эксплуатации вещей, произведенных с использованием полимеров, что приводит к увеличению площади захоронения отходов и засорению окружающей среды. Срок службы пластмассовых изделий варьируется от менее 1 года до более 50 лет. Средний срок использования одноразовых пластиковых пакетов составляет 12 минут. Сроки разложения полимеров разнятся в зависимости от способа утилизации пластика и его вида: одноразовый пластиковый пакет - 20 лет, кофейный стаканчик - 30 лет, трубочка для напитков - 200 лет, пластиковая бутылка - 450 лет, пластиковый стаканчик - 450 лет.

47. По экспертным оценка на территории Российской Федерации ежегодно образуется более 6,3 млн. тонн отходов полимерной упаковки, из которой утилизируется не более 830 тыс. тонн в год.

48. Мероприятия по развитию инфраструктуры раздельного накопления отходов, их обработки и утилизации, реализуемые государством в рамках построения экономики замкнутого цикла, требуют значительных временных и экономических затрат, что не позволяет в краткосрочный период полностью вовлечь полимерные отходы в хозяйственный оборот, в связи с чем большая масса таких отходов будет попадать в окружающую среду, оказывая негативное воздействие на человека, флору и фауну.

49. Технологии сжигания и пиролиза полимерных отходов, приводят к выбросу в воздух токсичных металлов (свинец и ртуть), органических веществ (диоксинов и фуранов), сероводородсодержащих газов и других токсичных веществ в воздух, воду и почву. Использования данных технологий приводит к прямому и косвенному воздействию токсичных веществ на сотрудников предприятий и проживающих в непосредственной близости от них людей, в том числе через вдыхание загрязненного воздуха, прямой контакт с загрязненной почвой или водой и употребление в пищу продуктов, выращенных в среде, загрязненной этими веществами.

50. Исследования российских ученых, показывают, что химические вещества, нарушающие работу эндокринной системы человека, при сравнительно малых уровнях хронической экспозиции на раннем периоде жизни оказывают негативное воздействие на репродуктивные функции.

51. Крупные и мелкие частицы отходов пластика в природе могут служить субстратом для патогенных микроорганизмов и паразитов. Ученые Института водных и экологических проблем СО РАН (ИВЭП СО РАН) в Барнауле разработали и впервые в России внедрили уникальную методику определения микропластика в различных средах (воздухе, атмосферных осадках, снежном покрове, в воде). Определенные учеными потоки атмосферного поступления микропластика в Барнауле и его окрестностях в среднем всего в 2-5 раз меньше, чем в крупнейших городах Европы, например, в Париже и Гамбурге. По данным ученых, частицы пластика достаточно инертны, но они способны накапливать другие более опасные вещества (токсиканты, загрязнители), тем самым нанося вред здоровью человека.

52. Химические вещества широко используются в промышленности стран ЕАЭС, в том числе для производства упаковки (Бисфенол А, фталаты, фенол), при этом никаких законодательных инициатив по ограничению их использования или проведения исследований по оценке их влияния на человека в странах ЕАЭС не найдено.

53. В 2020 году ученые Института водных проблем Севера Карельского научного центра РАН установили, что в Онежском озере в два раза больше микропластика, чем в Балтийском море. По данным исследования микропластик способен взаимодействовать с тяжелыми металлами и другими стойкими загрязняющими веществами и оказывать влияние на живые организмы.

54. Результаты исследований пресноводных рыб в реке Томи Биологического института Томского государственного университета показали, что концентрация микропластика в пищевом тракте рыб выше, чем в других реках мира.

55. Отходы пластмасс, попадающие в реки, в конечном итоге попадают в более крупные водоемы. Так, реки стран ЕАЭС переносят отходы пластмасс в Каспийское море, которое относится к замкнутым морям. Это загрязнение может затем повлиять на местные экосистемы и дикую природу. В сентябре 2023 года началась экспедиция Южного научного центра РАН, в ходе которой будет проведено масштабное исследование пространственного распределения микропластика в акваториях водоемов юга России - Волги, Дона, Цимлянского водохранилища и Каспийского моря.

56. Пластмассы могут оказывать негативное влияние и на жизнь растений, изменяя химический состав почвы. Эти воздействия различаются в зависимости от вида растений и типа пластмасс, применяемых добавок.

57. Негативное влияние могут оказывать и полимерные пленки, используемые в сельском хозяйстве, они могут увеличивать испарение воды, высушивая почву, а также способствовать накоплению в ней токсичных веществ.

58. В последнее время микропластик обнаруживают в почвах многих наземных экосистем, включая сельскохозяйственные поля, города и промышленные районы, а также довольно отдаленные природные территории.

59. Результаты первых исследований показали, что микропластик может негативно влиять на почвенную биоту, в том числе дождевых червей, и что микропластик может изменять биофизические свойства почвы, включая агрегацию почвы, плотность и водоудерживающую способность.

60. В целях снижения негативного воздействия отходов пластмасс на окружающую среду наряду с развитием инфраструктуры их сбора, транспортирования, обработки и утилизации, необходимо реализовать мероприятия, направленные на минимизацию образования отходов пластмассовой упаковки.

61. В целях минимизации образующихся отходов транспортной упаковки необходимо применять следующие меры стимулирования:

1) использовать многоразовую, возвратную транспортную упаковку;

2) сокращать количество и объем упаковки, в том числе за счёт отказа от лишних элементов (плёнки и этикетки);

3) сокращать вес упаковки и избегать пустоты при укладке товаров в транспортную упаковку;

62. В целях минимизации образующихся отходов потребительской упаковки необходимо:

1) внедрять механизмы применения возвратной тары, стимулирующие покупателей к использованию многоразовой упаковки, в том числе с использованием инструментов залоговой стоимости;

2) реализовывать меры, направленные на сокращение использования пакетов одноразового использования и стимулировать покупателей к использованию альтернативных многоразовых изделий;

3) вводить ограничения на использование одноразовой упаковки при продаже сезонных овощей и фруктов;

4) развивать программы стимулирования клиентов к использованию собственной многоразовой тары и упаковки.

Читать далее
Ключевые темы